Валерий Овсий: «Наибольшего внимания требуют IT-проекты инфраструктурного характера»

17 августа 2009 16:00

В момент экономических потрясений важно правильно выбрать «направление главного удара». Чем определяется выбор и в какой области IT лежит это направление, нам рассказывает Валерий Иванович Овсий, исполнительный директор компании /company-supplier/athena/ .

Валерий Иванович, как вы оцениваете современные тенденции банковского рынка России, с точки зрения руководителя одного из ведущих производителей банковских систем?

Валерий Овсий: По нашему мнению, главное, что происходит сегодня в банковской сфере – это переоценка ценностей. Изменение общеэкономической ситуации потребовало пересмотра многими банками своих докризисных стратегий и привычных принципов работы. Это касается в первую очередь управления и во многом – отношения к IT. Одни банки воспринимают кризис как переходный процесс и стремятся укрепить свои позиции на рынке, другие – выжидают, третьи – сокращают свою деятельность, стремясь на время максимально ограничить затраты, четвертые – вступают в альянсы с другими банками. Это определяется не только предпочтениями владельцев, но и потенциалом того или иного банка. Наибольший потенциал имеют банки с правильно выстроенной технологической базой. Многие банки сегодня форсируют работы по ее созданию, стремясь по максимуму усилить свои конкурентные преимущества. Сегодня уже никого не приходится убеждать в том, что технологичность – это главное требование к банкам ближайшего будущего.

      Сегодня мы наблюдаем интенсификацию работ по IT-проектам некоторыми из наших клиентов, со многими банками работаем по намеченным ранее планам.

 Что вы считаете наиболее важным для банков сегодня?

В. О.: Нельзя выделить что-то одно. Банкам приходится решать несколько задач. Первичным, безусловно, является качество организации банковских процессов. Без этого даже самые прогрессивные программно-аппаратные средства не принесут существенной пользы.

     С другой стороны, хорошо организовать работу многофилиального банка без соответствующего информационно-технологического обеспечения невозможно. Банкам необходимо обеспечить как качество процессов, так и качество IT, а также их взаимное соответствие.

     Но деятельность банков уже как-то организована. У банков есть свои «зоопарки» разного рода систем, которые интегрированы в бизнес-деятельность. Весь этот конгломерат как-то работает и любое его изменение, пусть даже в самую лучшую сторону, требует осторожности и управленческой аккуратности. Сегодня многие банки стоят перед необходимостью последовательной оптимизации того, что они имеют.

 Следует ли из сказанного, что перед внедрением новых IT банк сначала должен разработать систему своих процессов?

В. О.: Это правильно с теоретической точки зрения, но в реальности к этому готовы немногие банки. Безусловно, банк должен знать основные требования к организации своей деятельности, но детали их реализации во многом будут зависеть от возможностей используемых банком IT. Поэтому, как правило, банки выбирают системы, предоставляющие широкие возможности развития и удовлетворяющие принципиальным требованиям со стороны бизнеса банка, а совершенствование самих бизнес-процессов выполняется параллельно с эксплуатацией систем.

      Например, некоторые наши клиенты ставят /solution/Compsys/2302/ «как есть», с бизнес-логикой базовой поставки. Опираясь на нее, они формируют свои процессы, а потом работают над их развитием. Так, в частности, поступил Банк Кипра.

      Альтернативный пример – /banks/1035/. Перед внедрением «Новой Афины» он уже имел хорошо проработанные модели организации своего бизнеса и детализированные требования к АБС. Поэтому в ходе внедрения базовая бизнес-логика системы была в значительной мере перенастроена и частично доработана. Система была введена в эксплуатацию в соответствии хорошо детализированным требованиям процессов банка.

     Примером параллельного совершенствования бизнеса и развития функционала системы является ГРЦ /banks/1861/. Только с 2004 г. мы выполнили более 500 доработок под новые требования ГРЦ.

 Какие IT-проекты сегодня вы считаете наиболее важными?

В. О.: Приоритеты IT-проектов может определить только сам банк, они зависят от его реальных потребностей. Тем не менее в любом бизнесе есть то, без чего он не может нормально функционировать. Современный банковский бизнес не может существовать без развитой IT-инфраструктуры. Без нее невозможно построить реально действующую эффективную систему банковских процессов.

     Поэтому наибольшего внимания, на наш взгляд, требуют IT-проекты инфраструктурного характера. Кризис в значительной мере стимулирует укрупнение бизнеса, развитие и слияние банков порождает более мощные многофилиальные структуры. Их надо обеспечивать, ими надо управлять!

    Развитие клиенто-ориентированности банков, неизбежное в условиях современного рынка, требует очень мощной и разносторонней IT-поддержки. Ее невозможно обеспечить без правильно выстроенной IT-инфраструктуры, способной интегрировать в единое целое множество разнородных бизнес- и IT-процессов.

 На примере опыта ваших клиентов расскажите, что дает банку развитая IT-инфраструктура сегодня, в условиях кризиса?

В. О.: Прежде всего это возможность значительного повышения управляемости и конкурентоспособности банка, развития бизнеса без существенных инвестиций – вот главные потенциальные преимущества. Вопрос в том, как менеджмент банка сможет ими воспользоваться.

    Яркий пример прямой зависимости конкурентоспособности от технологичности демонстрирует /banks/nurbank/. На протяжении многих лет этот банк целенаправленно работал над формированием своей IT-инфраструктуры. Результаты этой работы очевидны и разносторонни. Вот один из них: сегодня Нурбанк – это один из немногих банков в Республике Казахстан, предоставляющий круглосуточные сервисы для обслуживания физических лиц в режиме онлайн.

    Очень интересны IT-проекты Банка ВТБ, строящего свою IT-инфраструктуру по принципам SOA. Сейчас мы ведем работы по автоматизации всех филиалов ВТБ в централизованной IT-архитектуре, а в 2008 г. выполнили автоматизацию расчетного центра банка. Это был флагманский бизнес-проект ВТБ в части реализации полноценной SOA-платформы, которая объединяет множество систем, используемых банком в решении разных бизнес-задач. В комплексе с централизованной автоматизацией филиалов создаваемая Банком ВТБ современная IT- инфраструктура позволит ВТБ централизованно управлять работой филиалов, даст широкие возможности оптимизации бизнес-процессов и обеспечит сокращение затрат.

    /banks/2010/ ведет проект по реорганизации филиальной сети, в рамках которого все филиалы банка переводятся на «Новую Афину» в централизованной IT-архитектуре. Цель этих работ – унификация технологий и бизнес-процессов – необходимое условие и надежная база для дальнейшего совершенствования банковских процессов и управления банком в целом.

 С какими проблемами сталкиваются банки при реализации IT-проектов инфраструктурного характера?

В. О.: Проблем много, но большая их часть порождена несовершенством корпоративной культуры. Требуется перестройка сложившегося мышления и принципов взаимодействия не только IT-специалистов и технологов, но также и менеджеров и сотрудников бизнеса, с тем чтобы задачи, которые раньше рассматривались как частные, решались в рамках единой общебанковской логики и технологии.

    Вторым камнем преткновения является отсутствие целостных методик анализа и оптимизации бизнес-процессов, позволяющих нормировать процессы и в итоге иметь возможность определять себестоимость продуктов и услуг.

    Серьезная проблема – отсутствие четкого понимания оптимальной последовательности действий, основных целей и задач инфраструктурного проекта.

    В своих проектах мы стремимся максимально упростить решение этих проблем для наших клиентов.

 Каковы основные цели и задачи банковских инфраструктурных проектов? Как, по вашему мнению, следует подходить к их решению?

В. О.: Инфраструктурные проекты направлены на достижение двух главных целей. С одной стороны, это повышение конкурентоспособности и рентабельности банковских продуктов и услуг, а с другой – повышение управляемости бизнеса, обеспечение его прозрачности для менеджмента и владельцев. Вспомогательными целями являются технологичность, оптимизация инвестиций в деятельность филиальной сети и минимизация рисков.

     Для успешного достижения этих целей банк должен последовательно решить ряд задач. Во-первых, ему необходимо централизовать децентрализованный бизнес и всю систему управления филиальной сетью. Во-вторых, филиалам надо дать эффективные и унифицированные, т. е. одинаковые для всех бизнес-процессы и технологии. В-третьих, необходимо построить систему централизованной оптимизации бизнес-процессов, обеспечить централизованную разработку и анализ эффективности банковских продуктов и услуг. По ходу решения этих задач банк получает возможность оптимизировать как систему управления банком, так и саму филиальную сеть. Выполнив централизацию топ-управления и обеспечив его высокую эффективность, банк может в будущем делегировать часть полномочий по местному управлению филиалам или региональным центрам, если это потребуется.

 Какова роль IT в решении этих задач?

В. О.: Решающую роль в решении этих задач играет правильно выстроенная IT-стратегия. Именно она определяет в конечном счете те средства, которые будет использовать банк, а также суммарный эффект от их использования.

     В современных условиях IT-стратегия банка должна обеспечить высокие темпы и качество внедрения единых технологий, оптимизации управления технологическими процессами и централизации средств управления бизнес-процессами. Важное значение имеет способность к преодолению технологических барьеров. Мы концентрируем свое внимание на помощи банкам в решении этих задач.

 Как это влияет на потребности банков в сфере IT?

В. О.: Пожалуй, одна из главных тенденций в свете сказанного – постепенный рост потребностей в грамотном и разностороннем IT-консалтинге. В условиях кризиса банкам необходимо обеспечить принятие решений с минимальной вероятностью риска. Создание эффективных IT-инфраструктур и интеграция разнородных бизнес-процессов – область, требующая разносторонних профессиональных знаний и исследовательской работы не только в сфере IT, но и в смежных областях. Ведь не только сами IT-инфраструктуры, но и стратегии их формирования в каждом банке требуют индивидуального подхода. Мы работаем и в этом направлении, значительно расширив сферу наших консалтинговых услуг, охватывая стратегический, управленческий и IT-консалтинг.

 Какие архитектурные решения для многофилиальных банков вы считаете наиболее эффективными и почему?

В. О.: Наши многофилиальные клиенты, как правило, выбирают централизованную модель автоматизации филиалов и успешно ее используют.

     Во-первых, эта модель позволяет банку выполнить автоматизацию всей филиальной сети либо на единой базе данных, либо посегментно – средствами отдельных систем, обеспечить работу разных групп филиалов.

     Во-вторых, она способна обеспечить надежную работу большого числа удаленных подразделений банка. Вот некоторые цифры:

  • /banks/1726/ более 140 подразделений (37 филиалов);
  • /banks/alb/ более 190 подразделений (21 филиал);
  • Нурбанк: более 70 подразделений (17 филиалов);
  • Банк ВТБ Северо-Запад: более 40 подразделений, включая 17 филиалов и расчетный центр.

Проект ВТБ предполагает автоматизацию 56 филиалов со всей структурой дополнительных и операционных офисов.

     В-третьих, она дает банку существенные преимущества в части унификации и оптимизации бизнес-процессов и повышения эффективности управления банком в целом.

     В-четвертых, ее использование существенно сокращает затраты банка на развитие и поддержку своей IT-инфраструктуры, предоставляет определенную гибкость в части использования программно-аппаратных платформ.

 

     Естественно, что системы, обслуживающие разные бизнес-задачи и направления, должны интегрироваться в единые комплексы, позволяя решать управленческие и бизнес-задачи разных уровней. Наиболее перспективными в этой части мы считаем принципы SOA.

 

 



© 2020 БАНКОВСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Первое издание на российском рынке, посвященное информационным технологиям для банков.
Москва, Проспект Мира, д.3, корп. 1
+7 (495) 120-81-42
info@int-bank.ru

Свидетельство СМИ ФС77-39103 от 11 марта 2010 года.
По вопросам сайта просим обращаться к администрации сайта: info@int-bank.ru.
При использовании материалов необходимо давать ссылку на www.banktech.ru.