Отечественный рынок ЦОД с точки зрения IT-директора банка

25 мая 2009 16:00

Статья генерального директора консалтинговой компании «Ди Си квадрат» Александра Мартынюка и главы компании “ВентСпецСтрой” Петра Ронжина рассказывает о критериях выбора решений в области Центров обработки данных.

Термин «Центр обработки данных (ЦОД)» в банковской среде устойчиво ассоциируется с комплексом высокопроизводительных систем и приложений, предназначенных для хранения, преобразования и надежной защиты больших массивов данных. В публикациях и аналитических обзорах практически нигде не упоминаются не то что инженерная инфраструктура банковских ЦОД, но и само понятие специально оснащенной серверной. А между тем, каждому банку рано или поздно приходится осознать, что надежность работы АБС, специализированного банковского ПО и критичных для бизнеса IT-приложений напрямую зависит от того, насколько квалифицировано и рационально реализовано инженерное оснащение серверной. Каждый из банковских IT-руководителей может без труда припомнить ситуацию, когда из-за перебоев с электроснабжением или из-за локального перегрева стоек, «нашпигованных» блейд-системами, ставились под угрозу репутация банка и его инвестиционная привлекательность, а то и «просто» дальнейшее присутствие на столь высококонкурентном рынке финансовых услуг.

Принято считать, что рынок ЦОД в России (как и во всем мире) четко делится на два сегмента: корпоративные дата-центры, которые заказчик создает «под себя», исходя из собственных задач, возможностей и ограничений; и коммерческие — те, которые изначально ориентированы на использование ресурсов ЦОД внешними потребителями услуг. Однако сегмент коммерческих ЦОД более правильно подразделить на две группы:

 

  • те, что используются в качестве дополнительного сервиса к основному пакету услуг владельца ЦОД (например, ЦОДы телекоммуникационных компаний, которые размещают в серверных залах собственное оборудование и оборудование своих клиентов). Их ключевым преимуществом является наличие хороших каналов связи);
  • те, вокруг которых развивается основное направление бизнеса (аутсорсинговые дата-центры и сети дата-центров, подключенные к универсальным операторским узлам и изначально ориентированные на высокий уровень отказоустойчивости). Владельцы таких ЦОДов стремятся обеспечить качество услуг, сопоставимое с тем, что предлагают корпоративные ЦОД.

    Таким образом, говоря о нынешнем рынке ЦОД в России, имеет смысл рассматривать три типа дата-центров: корпоративные, хостинговые и коммерческие.

    Если оценивать ситуацию с позиций CIO банка, то преимущество первого варианта состоит в возможности максимально полно учесть специфику и ограничения, существующие у конкретной компании при проектировании и строительстве дата-центра, а также выдержать принятую в банке политику безопасности. К наиболее заметным недостаткам подобных проектов следует отнести заведомо высокую стоимость работ (22,4 – 42,4 тыс. долл. за 1 кв. м. машинного зала при уровне надежности ЦОД TIER III), а также довольно большое количество времени, которое необходимо для качественного проведения предпроектных исследований, получения необходимых разрешительных документов и согласования всех разделов проекта. Если проект инициирован своевременно (за год-полтора до поступления первых вычислительных комплексов), а не одновременно с заказом нового оборудования, которое «оказывается, ставить некуда», то заказчик получает на выходе ровно тот ЦОД, который он сможет успешно эксплуатировать продолжительное время. Для того чтобы избежать необоснованных трат и не упустить каких-то важных деталей в практике зарубежных компаний для реализации подобных проектов принято привлекать управляющие компании и подрядчиков, специализирующихся на проектировании и строительстве таких объектов. Как правило, за каждый раздел проекта (общестроительные работы, отделка, подключение ЦОД к каналам связи, проектирование и установка климатических систем, энергоснабжение и т.д.) отвечает отдельный подрядчик, а управляющая компания берет на себя согласование этапов работ и ответственность за общий результат проекта. В России такая модель проектного менеджмента только начинает приживаться.

    У нас более привычно поручить оснащение дата-центра крупному системному интегратору, на протяжении длительного времени осуществляющему поставку вычислительной техники в банк и имеющему в своей структуре инжиниринговое подразделение. Проще? Да, наверное… вот только качество работ в данном случае обычно оставляет желать лучшего, потому что если у этого партнера есть опыт оснащения инженерной инфраструктурой офиса или бизнес-центра, то это отнюдь не значит, что он способен ввести в эксплуатацию хороший дата-центр. Для этого мало знать о существовании стандарта TIA 942 — нужно понимать, что, если хотя бы один из разделов проекта, ориентированного на уровень надежности TIER IV, «слегка упростить», то реальная степень подверженности ЦОД рискам будет соответствовать уровню TIER II. Это, в частности, касается климатических систем, на стоимости и уровне резервирования которых так любят «экономить» наши заказчики, что, в принципе объяснимо — в дата-центрах высокого уровня надежности именно эти системы являются основными потребителями дефицитной энергии. И это при том, что каждая система кондиционирования включает в себя отдельный комплекс мер и решений, «привязанных» к числу и энергонагруженности стоек в серверном зале, габаритам помещения, эксплуатационным характеристикам отдельных вычислительных систем.

    Стало быть, если банку нужно как можно быстрее разместить где-то свои системы хранения данных и серверы (скажем, в случае переезда офиса в другое здание), то наиболее подходящим местом для этого может стать коммерческий ЦОД? Не все так однозначно, потому что сегодня большинство коммерческих дата-центров (особенно в регионах) ориентированы на предоставление услуг по аренде места в стойке или на дисковом пространстве в довольно небольших серверных, подключенных к хорошим каналам связи. Уровень резервирования инженерных систем в таких дата-центрах минимален (в терминах специалистов по ЦОД — не выше TIER II+). Для компаний и клиентов, стремящихся снизить себестоимость владения ИКТ-инфраструктурой, такие дата-центры привлекательны выгодным соотношением цена/качество. Но финансовые учреждения, как правило, претендуют на то, чтобы в SLA были зафиксированы жесткие гарантии отказоустойчивости и наивысший уровень безопасности объекта. Если уж банк решается на размещение своих стоек и программно-аппаратных комплексов на площадке внешнего дата-центра, то это значит, что владелец этой площадки сумел не только подтвердить свою готовность выполнить все требования столь взыскательного клиента, но и предпринял необходимые меры по страхованию возможных рисков. На сегодняшний день в России такой уровень ответственности готовы принять на себя немногие поставщики услуг. Возможно, к моменту окончания грандиозных проектов, анонсированных в начале года рядом компаний, ситуация изменится в лучшую сторону.

    Но пока приходится констатировать, что наработанным опытом строительства отказоустойчивых дата-центров в нашей стране обладают единицы. Это те компании, которые считают для себя обязательным непосредственное знакомство с практикой создания и эксплуатации лучших зарубежных и отечественных дата-центров. Приступая к разработке концепции банковского ЦОД, они вместе с заказчиком выезжают на действующие площадки и на месте знакомятся с особенностями работы и резервирования тех инфраструктурных решений, которые рекомендуют поставщики соответствующего оборудования. В ходе обсуждения деталей проекта с вендорами при таком подходе, как правило, удается найти оптимальное по соотношению цена/качество решение, не экономя при этом на количестве и классе жизненно важных элементов инфраструктуры.

    Помимо этого, у заказчиков появляется возможность увидеть в действии 3DC-модель, которая получила широкое распространение в международной практике среди компаний с непрерывными бизнес-процессами (финансовых организаций в первую очередь). Эта модель предусматривает хранение критически важной информации в основном, резервном и disaster-recovery дата-центрах. В России такой подход к обеспечению отказоустойчивости только начинает применяться, причем его используют главным образом зарубежные финансовые компании и немногочисленные отечественные банки из числа лидеров этого сегмента экономики. Между тем, как показывает опыт, эта модель себя оправдывает сторицей, потому что в случае возникновения критической ситуации дает возможность быстро восстановить привычный режим предоставления сервисов.

    Еще одной тенденцией, которую владельцам банковских ЦОД имеет смысл взять на заметку, это зонирование помещений серверной в соответствии с энергонагруженностью оборудования. Примером такого подхода может стать дата-центр копании Merrill Lynch (Кэмберли, предместье Лондона), общая потребность в холоде которого составляет 6МВт. Большинство серверных залов этого дата-центра предназначены для размещения стоек энергонагруженностью 4-4,5 кВт (max 6,5 кВт). Их охлаждение организовано при помощи системы прецизионного кондиционирования серии NEXT от RC Group, в которой предусмотрено резервирование всех элементов на уровне 2(N+1) и продуман многовариантный сценарий переключения нагрузки с основного оборудования на резервное. Помимо этого на объекте предусмотрен отдельный зал для высоконагруженных стоек, теплоотвод с которых обеспечивается использованием стоек фирмы KNURR с нижним расположением водяного теплообменника и специальных устройств CO2OLrac фирмы TROX AITCS, которые устанавливаются на задние дверцы стоек. Уровень резервирования в этой зоне серверного зала составляет N+N.

    Не исключено, что подобная модель распределения систем кондиционирования будет с успехом использоваться при организации больших дата-центров, в которых ИКТ-оборудование в серверных залах будет группироваться по функциональному принципу, что позволит ассоциировать ЦОД с территориально-распределенной вычислительной системой. Это особенно актуально для банков, которые имеют возможность планомерно развивать свою ИКТ-инфраструктуру.

    Что касается перспектив аутсорсинга критически важных для банковского бизнеса ресурсов ЦОД, то, скорее всего, со временем такая альтернатива корпоративным банковским ЦОД в России перестанет быть чем-то исключительным. Тем более что прецедент уже создан. Однако пока еще говорить об этом явлении, как о тренде преждевременно — не сформирован еще рынок услуг, не набрал остроту спрос. IT-департаменты и службы безопасности банков по вполне понятным причинам не спешат отказываться от привычных установок. И так будет до тех пор, пока они не начнут получать конкурентоспособные предложения от серьезных компаний, готовых строить под заказ дата-центры высокой надежности и принимать на себя ответственность за риски сбоев при предоставлении услуг. Но к этому времени очень важно, чтобы годами сложившийся менталитет не стал пресловутой палкой в колесе, которая будет сдерживать развитие этого рынка услуг и, как следствие, ослаблять позиции отечественного финансового сектора в его противостоянии экспансии конкурентам с запада.

     

     

     



  • © 2020 БАНКОВСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
    Первое издание на российском рынке, посвященное информационным технологиям для банков.
    Москва, Проспект Мира, д.3, корп. 1
    +7 (495) 120-81-42
    info@int-bank.ru

    Свидетельство СМИ ФС77-39103 от 11 марта 2010 года.
    По вопросам сайта просим обращаться к администрации сайта: info@int-bank.ru.
    При использовании материалов необходимо давать ссылку на www.banktech.ru.