Основное направление законотворчества – цифровая экономика

18 февраля 2020 19:52

13 января 2020 года состоялась пресс-конференция главы Комитета Государственной Думы по финансовому рынку Анатолия Аксакова, который рассказал о планах работы Комитета на весеннюю сессию. В настоящее время в работе находятся больше 100 законопроектов, из которых 69 – в ведении Комитета по финрынку, и более чем по 40 документам Комитет является соисполнителем.

Главные векторы работы

Одно из основных направлений работы Комитета – это цифровая экономика, подчеркнул Анатолий Аксаков. «В ближайшее время будет проведено заседание рабочей группы, которая обсудит законодательное регулирование единой информационной системы по проверке номеров телефонов, – отметил депутат. – Законопроект давно уже принят в первом чтении, необходимо внести поправки и в конце января – начале февраля законопроект будет вынесен на второе чтение».

Законопроект об электронном документообороте. Сейчас в недрах Минэкономразвития подготовлен рамочный проект, который определяет правила электронизации, цифровизации бумажных носителей и, соответственно, оборот цифровых документов, их юридическую значимость. Этот рамочный закон будет определять правила для всех отраслей и сфер нашей жизни. Практически одновременно (с определенным временным лагом) Комитет по финрынку будет вносить законопроект, касающийся непосредственно финансовой сферы, которая дальше чем другие отрасли продвинулась в этом направлении. Банки и другие финансовые институты давно ждут этого закона, подчеркнул Анатолий Аксаков.

Отвечая на вопрос о случаях мошенничества с электронными подписями в сделках купли-продажи недвижимости, Анатолий Аксаков отметил, что в конце прошлой сессии Госдумы был принят закон, который устанавливает жесткое регулирование для удостоверяющих центров. «Действительно, было много злоупотреблений с электронными подписями, – согласился депутат. – После принятия закона, наведения порядка в соответствии с законом на этом рынке, я думаю, что проблем с использованием подписи при приобретении жилья, регистрации предприятий не будет. К вопросам электронного документооборота мы будем подходить очень взвешенно. В рабочую группу входят и представители МВД, ФСБ, прокураторы, мы активно работаем с Росархивом. Будут приняты взвешенные решения и предусмотрена серьезная ответственность за злоупотребления на этом рынке».

В связи с проблемой безопасности осуществления электронного документооборота Анатолий Аксаков затронул тему законопроекта по биометрии, принятие которого было приостановлено. И связана такая задержка с тем, что законодатели очень осторожно относятся к принятию цифровых законов. «Тема непростая и связана с защитой прав граждан, защитой персональных данных и с защитой бизнеса», – подчеркнул депутат.

«Все-таки сбор биометрических данных пока идет не в массовом порядке: можно говорить о десятках тысяч (записей – Прим. ред.), а у нас заемщиков миллионы и это говорит о том, что эта форма работы для граждан пока является новой и не очень востребованной, – отметил Анатолий Аксаков. – Да, граждане получили право использовать биометрические данные для работы с банками, и мы будем его расширять и распространять на другие финансовые институты. Но, скорее всего, мы будем двигаться в сторону добровольного пути сбора данных».

Массовый сбор биометрии оправдан только после тестирования на рынке, накопления опыта по работе с этими инструментами, добавил Аксаков. «Банки с базовой лицензией мы точно освободим вообще от необходимости сбора таких данных. По крайней мере, моя позиция такая», – уточнил Анатолий Аксаков.

Законопроект о финансовом маркетплейсе планируется принять в окончательном, третьем чтении в феврале 2020 года. В настоящее время Комитет по финансовому рынку работает над устранением полученных замечаний. «Сейчас документ получил замечания администрации… в принципе, они довольно быстро устранимые», – отметил Анатолий Аксаков. Он рассчитывает, что законопроект будет принят во втором и третьем чтениях в феврале.

Законопроект о категоризации инвесторов. «Здесь дискуссии продолжаются, пока не достигнуто окончательных договоренностей, например, остались вопросы, связанные с приобретением иностранных ценных бумаг непрофессиональными инвесторами», – рассказал депутат.

Законопроект об ОСАГО. «Главное направление работы – это индивидуализация тарифов, учет не только частоты ДТП, но и поведения (водителей – Прим. ред.) на дорогах. Страховые компании будут иметь доступ к информации о нарушении дорожных правил и исходя из этого получат право устанавливать повышенный либо пониженный тариф».

Законопроект, расширяющий полномочия Агентства по страхованию вкладов (АСВ) при конкурсном управлении имуществом несостоятельных банков. Предполагается, что к субъектам страхования вкладов добавятся некоммерческие организации социальной направленности и отдельные категории граждан (многодетные семьи, получатели субсидий и т.д.). Анатолий Аксаков сообщил о поступающих предложениях, «чтобы закон имел обратную силу относительно банков, которые потеряли лицензии».

Закон о цифровых финансовых активах проходит второе чтение. «С уверенностью могу сказать, что в весеннюю сессию мы этот закон примем, – отметил Анатолий Аксаков. – Бизнесу нужен этот закон, чем быстрее его примут, тем быстрее бизнес будет использовать блокчейн, чтобы организовать продажу своих товаров потребителям, прежде всего сырьевых, в том числе за пределы нашей страны».

Отвечая на вопрос по поводу комиссий за переводы по номеру телефона в системе быстрых платежей, Анатолий Аксаков отметил, что нужно «посмотреть на экономический смысл комиссий по таким платежам, если они осуществляются внутри одного банка».

В настоящее время готовятся законодательные решения в сфере кредитных историй, синдицированного кредитования и т.д.

Глава Комитета по финансовому рынку полагает, что в ближайшее десятилетие банковский рынок сохранит свое разнообразие и на нем останутся банки, работающие в соответствии с различными моделями бизнеса: и те организации, которые осуществляют свою деятельность исключительно в цифровом формате посредством слияния финансовых и нефинансовых сервисов, и те учреждения, которые предпочитают взаимодействовать не только через цифровые каналы, но и посредством отделений и офисов, понимая, что у клиентов есть потребность в личном контакте и предлагая им соответствующий сервис.

Текст: Дмитрий Логунов

Журнал «Банковские технологии» №1, 2020.



© 2020 БАНКОВСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Первое издание на российском рынке, посвященное информационным технологиям для банков.
Москва, Проспект Мира, д.3, корп. 1
+7 (495) 120-81-42
[email protected]

Свидетельство СМИ ФС77-39103 от 11 марта 2010 года.
По вопросам сайта просим обращаться к администрации сайта: [email protected].
При использовании материалов необходимо давать ссылку на www.banktech.ru.