Зачем и как использовать рейтинги в банковской практике? Отвечают старшие консультанты компании «ЭКОРИС-НЭИ» Сергей Николаенко и Олег Смородинов.
Зарубежные банки и финансовые компании используют рейтинги в своей деятельности на протяжении многих десятилетий. Для российских кредитных организаций рейтинги являются относительно новым инструментом, хотя уже сейчас можно утверждать, что они прочно вошли в банковскую практику. Как правило, банки имеют дело с кредитными рейтингами, которые применяются при оценке платежеспособности заемщиков — физических лиц, компаний или других банков. Нередко объектами рейтинговых оценок становятся сами кредитные учреждения: высокие места в рейтингах являются свидетельством надежности и устойчивости бизнеса, дополнительной гарантией получения займов на выгодных условиях.
В российской специализированной литературе рейтинги все чаще рассматриваются как инструмент, обеспечивающий объективную (независимую) оценку рисков, которые ассоциируются с конкретными организациями и их продуктами (например, ценными бумагами, кредитными карточками, производными финансовыми инструментами) [ См., например: Карминский, А. М. Рейтинги как мера финансовых рисков. Эволюция, назначение, применение / А. М. Карминский, А. А. Пересецкий // Журнал новой экономической ассоциации. 2009. № 1–2. С. 86.]. Подобная трактовка рейтингов, по сути, увязывается с требованиями Basel II, которые оценивают работу кредитных учреждений с точки зрения эффективности управления рисками и уровня кредитоспособности заемщиков.
Расширение сферы применения рейтингов приводит не только к резкому увеличению количества самих рейтингов и рейтинговых агентств [Рейтинговыми агентствами традиционно называют все типы организаций (государственных, частных, международных и т. д.), которые занимаются составлением (расчетом) рейтингов и их распространением. ] , но и к росту числа попыток создать «идеальный», «универсальный» рейтинг, который смог бы учесть максимально большое количество параметров оценки.
В самом деле, большинство используемых ныне рейтингов (как в банковской и финансовой сфере, так и в других областях) являются результатом комплексной оценки объекта, анализа многих показателей его деятельности или характеристик его состояния. Например, Финансово-энциклопедический словарь определяет кредитный рейтинг как «комплексную оценку кредитоспособности заемщиков, выражаемую через специально рассчитываемый сводный индекс [Финансово-кредитный энциклопедический словарь / под общ. ред. А. Г. Грязновой. М. : Финансы и статистика, 2002. С. 836] . Специалисты Гарвардской школы бизнеса Б. Беккер (B. Becker) и Т. Милбурн (T. Milburn) определяют кредитный рейтинг как «оценку платежеспособности корпорации или ценной бумаги, зачастую основанную на истории заимствований или платежей в пользу эмитента, его активов, обязательств и бизнес-результатов» [ Becker, B. Reputation and competition: evidence from the credit rating industry. Working paper № 09-051 / B. Becker, T. Milbourn // Harvard business school, 2008 (http://www.hbs.edu/research/pdf/09-051.pdf). ] .
Эта тенденция к «универсализации» и «идеализации» наиболее характерна для международных рейтингов, оценивающих состояние социальной сферы различных стран. Многие из таких рейтингов рассчитываются как среднеарифметическая или средневзвешенная величина целого набора субиндексов. Не случайно, что именно на долю международных рейтингов выпадает наибольшая доля критических замечаний по поводу «несправедливости» и «неточности» оценок.
На наш взгляд, критика в адрес международных рейтингов далеко не всегда бывает справедливой. Правильнее было бы говорить не о недостатках, а о границах использования отдельных рейтингов.
Чтобы преодолеть ограничения, связанные с использованием отдельных рейтингов, при решении сложных, комплексных задач мы рекомендуем использовать не один, а целый набор рейтингов с определенными характеристиками. Действенность данного подхода была проверена в ходе исследования, проводимого в течение трех лет специалистами компании «ЭКОРИС-НЭИ». Результаты этого исследования были представлены в книге «Проблемы применения международных рейтингов: общество, государство, экономика» [ Николаенко, С. А. Проблемы применения международных рейтингов: общество, государство, экономика / С. А. Николаенко, Е. В. Белянова, О. В. Смородинов. М., 2009. ] .
Известно, что практика составления рейтингов зародилась в США в начале ХХ в. Ее появление было связано с бурным развитием рынка корпоративных облигаций (главным образом бондов железнодорожных компаний), которое обусловило потребность инвесторов в сжатой и достоверной информации о множестве эмитентов. Рынок кредитных рейтингов оставался почти исключительно американским феноменом до середины 70-х годов прошлого века, когда крах Бреттон-Вудской системы и становление нового экономического порядка вызвали необходимость составления международных индексов.
Сначала международные рейтинги составлялись главным образом с целью определения кредитоспособности конкретных государств, т. е. способности правительств выплачивать взятые кредиты. По мере развития процессов глобализации и интеграции национальных экономик составители международных рейтингов стали обращать все больше внимания на институциональные характеристики оцениваемых стран. Этот подход вполне обоснован: зарубежные инвесторы и международные кредитные организации должны иметь как можно более полное представление о ситуации в стране, в которую они направляют свои капиталы. Рентабельность инвестиций и риски капиталовложений зависят не только от экономических факторов, но и от специфики национального законодательства, государственного регулирования, уровня преступности и многих других показателей, которые и пытались учитывать специализированные агентства при составлении своих рейтингов.
Многие международные рейтинги представляют собой результаты оригинальных методологических разработок соответствующих организаций. В большинстве случаев эти разработки опираются на информацию из нескольких источников, которая впоследствии специальным образом обрабатывается для включения в расчет конкретного значения рейтинга. Во всем многообразии исходных сведений можно условно выделить несколько типов информации в соответствии с ее характером и способом получения:
Подавляющее большинство современных международных рейтингов имеют характерную особенность, которую некоторые потребители считают существенным изъяном: рейтинги базируются не только на статистической и иной фактической информации, но и на экспертных оценках (а зачастую — исключительно на выводах экспертов). Именно субъективность и отсутствие четкой методологии составления чаще всего критикуются в случаях недовольства объектов оценок своими низкими рейтингами.
При ответе на вопрос об объективности и полезности международных рейтингов, на наш взгляд, следует прежде всего учитывать, что именно они оценивают. Большинство международных рейтингов используются для оценки таких сфер жизни или социальных институтов, которые невозможно измерить только с помощью статистических данных (например, даже самая полная статистическая информация не позволяет исчерпывающе охарактеризовать уровень развития гражданского общества в стране). Рейтинги могут помочь определить, насколько «здоров или болен» объект оценки (конкретная страна, сфера общественной жизни или социальный институт), а установить характер проблемы и методы ее устранения можно на основе данных официальной статистики, аналитических прогнозов, моделей и прочих инструментов из богатого арсенала современных исследователей и экспертов.
Таблица 1
Группировка международных рейтингов по сферам общественной жизни
Области аутсорсинга | В чем заключается | Выгоды |
---|---|---|
Развитость гражданского общества |
||
Democracy Score |
Индекс демократичности |
Freedom House |
Electoral Process Index |
Индекс свободы и честности выборов |
Freedom House |
Civil Society Index |
Индекс развития гражданского общества |
Freedom House |
Civil Liberties Index |
Индекс соблюдения гражданских свобод |
Freedom House |
Political Rights Index |
Индекс соблюдения политических прав граждан |
Freedom House |
Freedom of Press Index |
Индекс свободы прессы |
Freedom House |
Voice and Accountability Index |
Индекс учета мнения населения и подотчетности государственных органов |
The World Bank |
NGO Sustainability Index |
Индекс жизнеспособности некоммерческих организаций |
USAID |
Media Sustainability Index |
Индекс устойчивости и независимости СМИ |
USAID/IREX |
Global Integrity Index |
Общий индекс открытости и общественной лояльности |
The Center for Public Integrity |
Government Accountability Index |
Индекс подотчетности и прозрачности ветвей власти |
The Center for Public Integrity |
Эффективность государственных институтов |
||
Judicial Framework and Independence Index |
Индекс законодательной защищенности прав человека |
Freedom House |
Governance Index |
Индекс качества и эффективности государственной власти |
Freedom House |
Rule of Law Index |
Индекс верховенства закона |
The World Bank |
Government Effectiveness Index |
Индекс эффективности работы правительства |
The World Bank |
Corruption Perception Index |
Индекс восприятия коррупции |
Transparency International |
Administration and Civil Service Index |
Индекс открытости государственных служб и управления государственной собственностью |
The Center for Public Integrity |
Anti-corruption Mechanisms and Rule of Law Index |
Индекс развития антикоррупционных механизмов и верховенства закона |
The Center for Public Integrity |
Opacity Index |
Индекс непрозрачности |
Kurtzman Group |
Legal Opacity Index |
Индекс непрозрачности законодательства |
Kurtzman Group |
Regulatory Opacity Index |
Индекс непрозрачности государственного регулирования бизнеса |
Kurtzman Group |
Экономические условия функционирования бизнеса |
||
Index of Economic Freedom |
Индекс экономической свободы |
The Heritage Foundation |
Government Size Index |
Индекс роли государства в экономике |
The Heritage Foundation |
Trade Freedom Index |
Индекс степени ограничения экспорта и импорта товаров |
The Heritage Foundation |
Capital Flows and Foreign Investment Index |
Индекс инвестиционного климата и ограничения прав иностранных инвесторов |
The Heritage Foundation |
Banking and Finance Index |
Индекс свободы и открытости финансового сектора |
The Heritage Foundation |
Business Freedom Index |
Индекс свободы предпринимательства |
The Heritage Foundation |
Property Rights Index |
Индекс защищенности прав собственности |
The Heritage Foundation |
Regulatory Quality Index |
Индекс качества нормативно-правового регулирования |
The World Bank |
Global Competitiveness Index |
Индекс глобальной конкурентоспособности |
The World Economic Forum |
Business Competitiveness Index |
Индекс конкурентоспособности частного бизнеса |
The World Economic Forum |
The World Competitiveness Scoreboard |
Индекс конкурентоспособности национальной экономики |
Institute for Management Development |
Sovereign Credit Rating by S&P |
Суверенный кредитный рейтинг S&P |
Standard & Poor’s |
Для анализа социально-экономического развития отдельных стран, как правило, используются данные национальной статистики в сочетании с иными специализированными источниками, которые содержат более детальную информацию по определенным аспектам исследования. Международные рейтинги предоставляют уникальную возможность увидеть внутренние проблемы страны в глобальном контексте, в сравнении с ситуацией в других странах и регионах. Оценки положения конкретной страны относительно достаточно большой совокупности иных государств позволяют более четко и нередко с новых сторон высветить ее проблемы. Полученная с помощью международных рейтингов информация дает национальным политикам, экспертам и общественности повод для размышлений о причинах отставания страны от государств-лидеров и изучения их опыта, побуждает к сравнительному анализу преимуществ и поиску путей преодоления отставания.
Особого внимания заслуживают случаи снижения рейтингов страны. Иногда они имеют вполне конкретные объяснения (например, смена экономической доктрины, реформы политической системы, приход к власти нового правительства, природный катаклизм и т. п.). Но иногда государство начинает год за годом терять места в рейтинге без видимых причин. Оно может по-прежнему оставаться на лидирующих позициях, и дела в нем идут гораздо лучше, чем в десятках других стран, но уже не так хорошо, как у других лидеров. Именно в таких случаях рейтинги дают упреждающий сигнал тревоги, позволяют наглядно и оперативно разглядеть отставание и накопившиеся проблемы в сравнении с другими странами.
Усилия, направленные обществом на решение стоящих перед ним проблем, со временем должны положительно отразиться на динамике рейтингов. Регулярная диагностика проблемных зон с помощью рейтингов служит своеобразным показателем успешности предпринятых усилий.
Таким образом, при исследовании целого ряда вопросов международные рейтинги являются ценным дополнением к традиционной статистике и прочей фактической информации. Их целесообразно использовать как компонент комплексной системы идентификации и мониторинга проблем, а также их решения.
Попробуем определить, могут ли перечисленные выше индексы помочь в решении конкретной задачи — выявлении «проблемных» зон в общественной жизни стран с разными уровнями развития экономики, государственного управления и гражданского общества.
С помощью международных рейтингов можно выявлять два типа проблем социально-экономической жизни той или иной страны. Проблемы первого типа имеют системный, долгосрочный, стратегический характер и связаны с низким местом страны по какому-либо показателю. Если большинство входящих в выборку государств имеют лучшие, чем данная страна, значения такого показателя, то с большой долей вероятности можно сказать, что в соответствующей сфере у нее есть серьезные сложности. Проблемы второго типа имеют краткосрочный, преходящий, тактический характер и связаны с ухудшением абсолютных значений рассматриваемых индексов. Это означает, что в исследуемой сфере происходят негативные процессы, которые не обязательно свидетельствуют о наличии серьезных сложностей, но могут привести к появлению проблем первого типа.
В качестве точки отсчета при построении рейтингов мы выбрали рассчитываемый ООН Индекс развития человеческого капитала, который широко используется как интегральный показатель уровня развития стран.
Для наглядности анализа проблемных зон мы будем представлять место страны в мире в соответствии с рейтингами и динамику используемых индексов графически, с помощью лепестковых диаграмм (рис.1). В верхней части диаграммы расположен Индекс развития человеческого капитала. Далее по часовой стрелке расположены четыре индекса уровня и условий развития национальной экономики. Три индекса в нижней части диаграммы характеризуют качество государственного управления и правовой системы. Дальше по часовой стрелке представлены индексы, характеризующие развитие гражданского общества.
Рис. 1. Пример карты проблемных зон
%images[2]%
Точки на линии красного цвета, соответствующие перцентилям страны по определенным рейтингам, показывают относительное положение страны в тот или иной период (в данном случае — в 2007 г.) [ Для индексов, рассчитываемых Всемирным банком (Индекс верховенства закона, Индекс эффективности работы правительства, Индекс учета мнения населения и подотчетности государственных органов), взяты значения 2006 г., поскольку к моменту завершения исследования данные за 2007 г. еще не были опубликованы. ]: чем ближе к краю диаграммы расположена точка, тем лучше положение страны. Если страна находится дальше пятого дециля, то на диаграмме точка на линии красного цвета располагается внутри пространства, очерченного замкнутой кривой белого цвета. Это свидетельствует о том, что в рассматриваемой сфере имеются проблемы, которые необходимо оперативно решать.
Линия черного цвета указывает на изменения абсолютного значения индикатора с 2005 по 2007 г. Если за этот период отражаемая индексом ситуация улучшилась, точка располагается ближе к краю (вне замкнутой линии белого цвета). Если изменений не произошло, точка находится посередине, на замкнутой линии белого цвета. Если же отмечено ухудшение ситуации, точка располагается ближе к центру — внутри пространства, очерченного белой линией. Точки, находящиеся на линии черного цвета, характеризуют только наличие изменений, но не их абсолютные значения: поскольку диапазон изменений разных индексов не одинаков, их невозможно отобразить на одной диаграмме в сопоставимом виде. Положение точки на линии черного цвета внутри пространства, ограниченного замкнутой линией белого цвета, означает, что в данной сфере происходят негативные процессы, которые потенциально могут провести к возникновению или обострению проблем.
В качестве примера использования набора международных рейтингов для выявления социально-экономических проблем рассмотрим более подробно ситуацию в Нидерландах и России.
Нидерланды (рис. 2). Характер кривой красного цвета на лепестковой диаграмме позволяет сделать вывод, что страна является благополучной по всем рассматриваемым показателям и находится, в соответствии с их значениями, в группе лидеров. Это указывает на отсутствие в Нидерландах системных, стратегических проблем. Тем не менее возможно появление тактических проблем в сферах качества государственного управления и правовой системы (на что указывает ухудшение значений Индекса верховенства закона и Индекса эффективности работы правительства), а также в сфере гражданского общества (судя по динамике Индекса свободы прессы).
Рис. 2. Карта проблемных зон Нидерландов
%images[3]%
Снижение Индекса верховенства закона в 2005–2007 гг. стало продолжением тенденции, начавшейся в 1998 г. После 2002 г. это падение существенно замедлилось и практически не отразилось на позициях Нидерландов относительно других стран.
Аналогичная картина наблюдается при оценке Индекса эффективности работы правительства. Однако тот факт, что после 1998 г. несколько стран оттеснили Нидерланды с первого места по этому показателю, должен вызвать определенное беспокойство у руководителей страны.
Ухудшение значений Индекса свободы прессы в 2007 г. представляет собой весьма необычное явление. Прежде Нидерланды постоянно находились вблизи лидирующих позиций в этой области. Снижение значения данного показателя, скорее всего, имеет временный характер и не очень скажется на авторитете страны в мире.
1. Практически нет стратегических проблем, характерных для менее развитых стран.
2. Вероятность возникновения тактических проблем также невелика, но следует обратить внимание на области верховенства закона, эффективности работы правительства и свободу прессы.
Россия. Положение большинства индикаторов (рис. 3) указывает на наличие системных, стратегических проблем в Российской Федерации. Единственный показатель, расположенный вне критической зоны, характеризует глобальную конкурентоспособность России. Как наиболее серьезное оценивается положение с восприятием коррупции, верховенством закона, свободой прессы, учетом мнения населения и подотчетностью государственных органов. В этих областях возможно наличие тактических проблем, которые способны привести к дальнейшему обострению системных проблем.
Рис. 3. Карта проблемных зон Российской Федерации
%images[4]%
1. В России системные проблемы имеются во всех областях, регистрируемых международными индексами, за исключением, возможно, глобальной конкурентоспособности, которая связана с потенциалом роста национальной экономики.
2. Тактические проблемы в таких областях, как учет мнения населения и подотчетность государственных органов, свобода прессы, верховенство закона и восприятие коррупции, согласно международным рейтингам, усугубляются (хотя интенсивность этого процесса в последние годы несколько замедлилась), что может привести к дальнейшему обострению системных проблем.
Еще раз подчеркнем, что наше исследование основывалось на рейтингах, отражающих позиции стран по состоянию на конец 2007 г. В тот период очень немногие эксперты предвидели скорое наступление мирового финансового кризиса и резкое ухудшение экономической ситуации во многих странах. В связи с этим представляется небезынтересным тот статистически подтвержденный факт, что страны с более сбалансированной картой проблемных зон (как, например, Нидерланды) в гораздо меньшей степени оказались подвержены резким колебаниям конъюнктуры, чем страны с явно несбалансированной картой проблемных зон (как, например, Россия). Из этого следует важный вывод, что нынешний глубокий кризис российской экономики нельзя объяснять исключительно неблагоприятной мировой конъюнктурой: кризисные явления накапливались в нашей стране в течение достаточно длительного периода (о чем свидетельствует карта проблемных зон), а проблемы на мировом финансовом рынке стали лишь толчком, катализатором для резкого ухудшения экономического положения в нашей стране.
Таким образом, использованный авторами подход к изучению проблемных зон в социальной сфере различных стран на основе набора рейтингов со строго определенными характеристиками оказался плодотворным. Аналогичный подход может быть рекомендован и банкам и финансовым компаниям, когда они сталкиваются с необходимостью проведения сравнительной оценки сложных, комплексных объектов. В качестве примера можно привести оценку инвестиционной привлекательности российских регионов. Набор рейтингов можно использовать и в том случае, когда банк или финансовая компания ставит перед собой цель выйти на зарубежный рынок: в этом случае также требуется комплексная оценка, требующая использования и целого набора рейтингов, и других инструментов анализа (статистических и других фактологических данных, моделирования и др.). При этом всегда необходимо помнить о границах использования применяемых рейтингов и четко представлять методологию их расчета (составления).
© “Финанс Медиа”