Как вы оцениваете рынок торгового эквайринга в России? Насколько активно он сейчас развивается? Какова динамика ваших продаж?
А. Б.: Если рассматривать российский рынок торгового эквайринга, то следует отметить его разнообразие и специфику. На данном рынке работает огромное количество процессинговых систем, поставщиков решений и широкий спектр торговых групп с разными запросами, которые нуждаются в широкой линейке продуктов и технологических решений.
Мы отслеживаем потребности рынка и развиваем спектр соответствующих продуктов. Так, например, наша компания создала линейку продуктов, которые позволяют строить эквайринговые сети для АЗС, торговых сетей, финансовых групп. Происходит также все большее внедрение эквайринга в вертикальные рынки – недавно мы подписали контракт с одной из крупнейших торговых сетей, которая покрывает всю территорию РФ. Как показывает статистика, во многих странах объем терминального бизнеса на вертикальных рынках превышает показатели на финансовом рынке. Думаю, данная тенденция доберется и до рынка торгового эквайринга в России.
В то же время ввиду известных экономических условий рынок торгового эквайринга переживает серьезные изменения. Развитие сетей приема карточек серьезно замедлилось из-за ограниченности свободных средств у банков, и можно констатировать стагнацию. Наряду с этим крупные банковские структуры приобретают эквайринговые сети менее крупных банков, таким образом инвестируя в эквайринг.
Можно предположить, что через некоторое время львиная доля рынка будет поделена между крупными банками и индустрия в целом претерпит значительные изменения. Крупные банки принесут с собой новые стандарты обслуживания и схемы работы с организациями.
Что является основным драйвером ваших продаж: замена устаревшего оборудования или рост эквайринговых сетей банков?
А. Б.: Сегодня приходит понимание необходимости предоставления клиентам большего, чем просто платежное средство. Особенно это актуально в связи с грядущей необходимостью перехода на чиповые карточки, которые, как известно, более функциональны за счет объема памяти микрочипа. Встает вопрос – как можно максимально использовать ресурсы карточки и что нового можно предложить торговым сетям?
Наши решения, позволяющие банкам повышать прибыль от торгового эквайринга за счет участия в программах лояльности торгово-сервисных предприятий, как раз и являются драйвером продаж.
Коалиционные программы лояльности, стремительно развивающиеся в России на протяжении последних лет, позволяют торговым предприятиям решать основные бизнес-задачи:
* привлечение новых потребителей (совместная реклама, кросс-продажи);
* удержание прибыльных потребителей (адресные предложения, накопительные схемы поощрений);
* сбор полной маркетинговой информации о потребителях.
Банк, как правило, владеет сетью продаж своих собственных услуг и заинтересован в их продвижении среди целевой аудитории в коалиционных программах торговых сетей. В этом плане цели банка очень похожи на цели любой другой отрасли розничной торговли.
Но банк часто одновременно является и расчетным агентом по операциям с пластиковыми карточками и в этом статусе может быть очень полезен в программе, организуя взаиморасчеты по бонусам, инвестируя в инфраструктуру приема карточек, а также эмитируя кобрендовые карточки.
Такая программа позволяет банку создать дополнительную ценность эквайринговых услуг для торговых сетей, поскольку оборудование для приема банковских карточек может служить и для начисления, и для списания бонусов, как за наличный расчет, так и при расчете по карточке. Это также повышает ценность самой карточки для покупателя, поскольку она может служить идентификатором в программе лояльности множества торговых сетей.
Дополнительный мотив сотрудничества банка-эквайрера с торговыми сетями в рамках программ персональной работы с покупателями – интеграция оборудования по приему карточек с торговой системой предприятия. В данном случае оборудование банка становится органической частью сценария обслуживания всех покупателей, даже если в точке продаж установлены терминалы других эквайреров. На данный момент есть уже несколько примеров успешной конкуренции в точках обслуживания банка, участвующего в программе лояльности, с другими банками, где опережение конкурента достигалось не за счет снижения эквайринговой комиссии, а за счет предоставления торговому предприятию дополнительных возможностей по управлению своими клиентами.
Какие модели торговых терминалов продаются в России лучше всего? Почему?
А. Б.: Флагманской моделью является линейка Ingenico 930, которая служит универсальным средством для построения эквайринговых сетей, обеспечивает защищенность обслуживания и при этом высочайшую скорость работы. Эта линейка POS-терминалов заслуживает особого внимания, так как позволяет эффективно и динамично развивать эквайринговую сеть банка, а также минимизировать время, необходимое для запуска нового проекта вне зависимости от требуемых коммуникаций, привлекая минимум как финансовых, так и человеческих ресурсов, необходимых на сопровождение.
Какие модели кажутся вам наиболее перспективными именно для российского рынка? Почему?
А. Б.: На мой взгляд, наиболее перспективными моделями для российского рынка являются терминалы Ingenico 930 серии. Данная серия состоит из мобильных и стационарных POS-терминалов. Основные конкурентные преимущества серии – малый вес, удобный пользовательский интерфейс и большое количество памяти – до 32 Мб, что позволяет использовать в одном терминале несколько приложений одновременно.
К примеру, одновременно в терминале может работать приложение Petrol Plus, предназначенное для приема топливных карточек, PayPlus – для приема карточек МПС, PayPhone – для приема платежей в сторону третьих лиц. Терминалы этой серии поддерживают следующие коммуникации: Wi-Fi, GSM/GPRS, Ethernet, Bluetooth, PSTN.
Осталось ли еще на российском рынке оборудование вашей компании, не готовое к приему EMV-карточек? Когда, по вашему мнению, весь парк оборудования будет EMV-совместимым?
А. Б.: Первые решения на основе смарт-карточек были нами разработаны еще в 1990-х годах для сетей АЗС. В 1995 г. прошла первая транзакция по смарт-карточке Petrol Plus – системе лояльности и безналичных расчетов, а сегодня нами запущено уже свыше 950 проектов. Соответственно, с самого начала существования компании мы поставляли только EMV-совместимые терминалы.
Сегодня все оборудование, поставленное компанией НКТ, является EMV-совместимым, а программное обеспечение PayPlus для POS-терминалов Ingenico разработано в соответствии с требованиями международных платежных систем, а также консорциума EMVCo.