Терминал самообслуживания можно рассматривать как один из каналов банка для предоставления сервисов клиентам. Выигрыш в постоянной конкуренции между банками за привлечение клиентов с большой вероятностью получают те банки, которые создают успешные финансовые сервисы для своих клиентов.
Клиенты ожидают от терминалов банка постоянной доступности, наличия в них расширенного набора качественных и экономичных сервисов, по возможности персонифицированных. Основное требование клиентов — доступность: клиенты ожидают получить сервис тогда, когда им это необходимо, а неработающий терминал рассматривается клиентами как отсутствие сервиса, который они намеревались получить в банке.
Важное значение также имеют технические и IT-сервисы, которые позволяют снизить стоимость владения сетью терминалов, а также повысить имидж банка за счет безукоризненной работы терминальной сети. Статья президента компании “Серенаре” Сергея Камардина рассказывает об управлении сервисами в сетях терминалов банковского самообслуживания.
Таблица 1. Процессы, методы и функции мониторинга
Процесс | Методы и функции |
---|---|
Сбор информации о неисправностях |
Автоматический и постоянный контроль над состоянием устройств банкоматов Сохранение состояния устройств в журналах для их последующего анализа |
Управление информацией о неисправностях |
Задание правил для регистрации инцидентов на основе анализа собранной информации о состоянии устройств банкоматов |
Управление инцидентами |
Использование различных типов инцидентов (технические, операционные, клиентские, информационной безопасности и безопасности предоставления услуг, инциденты, связанные с настройками операционной системы и внешнего программного обеспечения на терминалах) Изменение состояния инцидентов в зависимости от внешних событий Задание правил устранения инцидентов Задание правил для установления связей между инцидентами и проблемами |
Управление проблемами |
Регистрация известных и неизвестных проблем, ведение базы как временных путей решения проблем (обходных), так и постоянных (запросы на изменения конфигурации) |
Управление качеством мониторинга |
Задание метрик для анализа работы терминальной сети в терминах доступности, качества, непрерывности и безопасности Задание метрик, являющихся критическими факторами успеха Периодический пересмотр критических факторов Определение выгоды клиентов для каждой услуги |
Уведомление сотрудников |
Задание правил для автоматического уведомления пользователей о состоянии устройств, инцидентов, проблем |
Отчетность |
Построение технических и бизнес-отчетов по работе сети банкоматов Генерация отчетов по требованиям ЦБ и платежных систем Использование отчетов для поддержки принятия решений |
Безопасность |
Определение рисков каждой услуги Регламентация прав пользователей и протоколирование всех их действий Соответствие требованиям PCI DSS |
Управление потоком наличности |
Планирование даты инкассации Расчет маршрута инкассаций |
Управление взаимодействием с контрагентами |
Задание связей с контрагентами, участвующими в разрешении инцидентов Сохранение действий контрагентов в журналах для оценки эффективности их работы |
Управление ресурсами |
Контроль над ресурсами мониторинга (инфраструктурой, приложениями, персоналом), а также возможности их координирования и размещения |
Управление финансами |
Защита инвестиций банка в мониторинг Финансовый учет Определение затрат для каждой услуги |
Таблица 2. Предопределенные метрики продукта
Тип | Метрика | Назначение |
---|---|---|
Управление инцидентами |
Среднее время решения инцидента |
Продолжительность решения инцидента с момента открытия до момента решения |
Процент инцидентов, решенных с первого раза |
Процентное отношение инцидентов, решенных с первого раза к общему количеству решенных инцидентов |
|
Управление проблемами |
Общее число инцидентов для каждой проблемы |
Количество инцидентов, возникших из-за данной проблемы |
Число проблем, не решенных в течение заданного времени |
Отношение числа проблем с вышедшим за определенные рамки временем решения к общему числу решенных проблем |
|
Общее число проблем |
Общее количество известных и неизвестных проблем |
|
Управление ресурсами |
Число инцидентов из-за недостаточной производительности |
Число инцидентов, возникших по причине отсутствия достаточного количества ресурсов для упреждения инцидентов |
Управление безопасностью |
Процент своевременно проведенных проверок |
Отношение вовремя проведенных проверок к общему количеству проведенных проверок |
Число инцидентов, связанных с ИБ |
Число инцидентов в рамках процесса управления информационной безопасностью |
|
Управление качеством |
Время простоя устройства |
Время недоступности устройства для клиента с момента возникновения инцидента |
Время обнаружения инцидента |
Время, прошедшее с момента возникновения инцидента до момента его обнаружения |
|
Время реагирования на инцидент |
Время с момента возникновения инцидента до начала действий, направленных на его устранение |
|
Время возобновления обслуживания после инцидента |
Время до начала работы устройства после проведения мероприятий, направленных на устранение инцидента |
|
Число повторных сбоев |
Число повторных сбоев устройства в рамках уже появлявшейся проблемы |
|
Уровень удовлетворенности клиента |
Отношение показателей всех используемых метрик в системе к показателю, определенному путем бенчмаркинга или путем анализа и планирования требуемого уровня качества предоставления услуг |
Таблица 3. Предопределенные роли пользователей продукта
Роль | Назначени |
---|---|
Руководитель |
Получение итоговой бизнес-информации |
Финансист |
Управление финансами |
Кассир |
Управление наличностью |
Офицер безопасности |
Управление безопасностью |
Администратор |
Настройка продукта в рамках IT-структуры банка |
Менеджер |
Настройка продукта в рамках его функциональности |
Оператор процессинга |
Операционный контроль над терминальной сетью |
Оператор Helpdesk |
Взаимодействие с клиентами по вопросам использования терминальной сети |
Поставщик |
Управление взаимодействиями с контрагентами |
Клиент |
Доступ к ресурсам продукта, открытым для клиентов банка |
Заключение
Конечно, мы отдаем себе отчет в том, что полная реализация методологии ITSM даже в одной узкой предметной области — управление сетью терминалов — задача, требующая значительных усилий компании. Мы уверены в том, что преодолеем все трудности и продукт Serenare ITSM ATMs займет соответствующее место на рынке решений для банков, помогая им быстро пройти сложный путь от робкого пожелания: «Нам бы счетчики кассет увидеть» до уверенной демонстрации высокой рентабельности работы терминальной сети и наплыва клиентов, желающих работать с банком.