Инновационные технологии как фактор эффективности бизнеса

23 августа 2009 16:00

Вместе с переменами на рынке происходит и смещение акцентов в работе IT-компаний. Например, в самом начале формирования современного рынка основной задачей компании «Диасофт» была автоматизация учета и отчетности, потом, с началом бурного развития рынка, компания приступила к автоматизации растущих объемов бизнеса. В новых экономических условиях акценты в работе «Диасофт» снова меняются.
О том, чем живет сегодня один из крупнейших игроков российского рынка банковской автоматизации, читайте в статье Романа Стятюгина, вице-президента, директора департамента «Кредитное и депозитное обслуживание» компании «Диасофт»

 
Актуальные проблемы и задачи
Сегодня идет снижение деловой активности. Банки обеспокоены неопределенностью прогнозов, ростом задолженности по кредитам и потенциально высокими рисками их невозврата в будущем. Усиливается конкурентная борьба за привлечение денежных средств: банки соревнуются, предлагая клиентам высокие процентные ставки, гибкие условия обслуживания депозитов, мультивалютные продукты. Финансовый кризис ускорил процесс консолидации бизнеса и укрупнения банков. В такой ситуации немало рисков, и серьезный бизнес использует все доступные средства, направленные на снижение осложнений и нежелательных последствий, в том числе ставит новые задачи и перед разработчиками IT-решений.
В первую очередь банкам надо защищаться от угроз кризиса. Чтобы выстоять в сложной ситуации, надо жить по средствам — так, чтобы расходы соответствовали текущим объемам бизнеса. Надо минимизировать операционные издержки, снизить себестоимость операций. Для достижения этих целей банки делают существенные шаги в таких направлениях, как оптимизация штата и филиальных сетей, централизация управления в целом и IT-инфраструктурой в частности, унификация услуг и бизнес-процессов во всех точках присутствия банка. Необходимы также развитие электронных каналов доступа к услугам банка (более дешевых по сравнению с традиционными), повышение общего уровня автоматизации процессов и операций. Эти задачи особенно актуальны при слияниях и поглощениях, ведь нужно как минимум сохранить клиентскую базу и уровень предоставления услуг, а для этого необходимо поддержать продуктовый ряд поглощаемого бизнеса и унифицировать банковские продукты. Словом, повышение операционной эффективности и снижение издержек могут стать реальными конкурентными преимуществами и создадут определенный запас прочности для возможных маневров в случае осложнения ситуации на рынке.
Бизнесу также нужны инструменты быстрого реагирования на рыночные изменения, чтобы оперативно менять условия предоставления текущих продуктов и выводить на рынок новые. Клиентов может привлечь продуктовая универсальность, дополнительные сервисы, большая, чем ранее, гибкость в обслуживании.
 
Возможности инновационных IT-решений
Безусловно, для решения всех этих задач нужны новые технологии, иначе быстро измениться и добиться желаемого просто невозможно. Преимущества сейчас за теми банками, которые уже используют или внедряют современную технологическую платформу. Системы BPM (Business Process Management) более четко формализуют и структурируют бизнес-процессы, что позволяет быстро выявлять узкие места и вносить необходимые изменения.
Наша платформа Diasoft FA# — тот инструмент, который сегодня необходим банкам. С точки зрения архитектуры наша платформа имеет такие самостоятельные блоки, как Фронт-офис, Миддл-офис, Бэк-офис, Главная книга и Отчетность.
Во фронтальной среде ведутся все бизнес-процессы по обслуживанию клиентов. Миддл-офис решает задачи риск-менеджемента (принятие кредитных решений, debt-collection и др.). Бэк-офис отвечает за продуктовый учет, а Главная книга обеспечивает бухгалтерский учет. Причем в Diasoft FA#, системе нового поколения, плоскости продуктового и бухгалтерского учетов четко разграничены, а обмен информацией между ними происходит с помощью специального приложения — обработчика событий или модуля трансформации учета. В отдельном приложении собираются все отчетные формы — консолидированная информация по различным филиалам банка, тем самым операционные системы банка освобождаются от нагрузки при выполнении ежедневных операций. Выстроенная таким образом, наша система позволяет оперативно вносить необходимые корректировки, а в период кризиса такая инфраструктура дает банку возможность перейти от больших, комплексных проектов к коротким, локальным проектам, которые дают быструю отдачу и повышают эффективность бизнеса.
 
 
Рис. 1. Финансовая Архитектура Diasoft FA#. Продукты нового поколения

%images[2]%

 
Diasoft FA# Retail.Front — единая фронтальная платформа
Еще один аспект повышения операционной эффективности, на который стоит обратить особое внимание, — это эффективность автоматизации задач фронт- и миддл-офиса (уровень доставки услуг и принятия решений). Сложилось так, что исторически автоматизированные банковские системы в России развивались от бэк-офисов, и сейчас многие банки не имеют зрелой автоматизации, чтобы успешно решать данные задачи.
Представим себе работу операциониста, обслуживающего розничных клиентов универсального банка. Он должен оказывать клиенту весь спектр услуг: обслуживание текущих счетов, проведение платежей, ведение вкладов, кредитов, карточек и др. Для этого рядовой сотрудник вынужден работать с целым набором систем: основной АБС, фронт-офисом, процессинговым центром, платежными системами и т. д. Чтобы работать эффективно, операционист должен все эти системы знать, досконально разбираться в них, пройти обучение и помнить, в какой системе и каким образом надо выполнять определенную операцию. Кроме того, имеет место двойной ввод данных, а если есть проблемы с интеграцией, данные иногда просто теряются. Разрозненность информации не позволяет собрать в единое целое данные по клиенту, конкретизировать характер выполнения операции и строить отношения. Отсюда проблема повышения эффективности операционной работы.
В то же время клиент связан с банком через различные каналы. Чем больше этих каналов — тем лучше. Но сейчас и имеющиеся каналы разрознены. Ситуация нам знакома: существующие системы (АБС, процессинг, Клиент-банк) плохо интегрированы во внутренней среде банка, и поэтому нет единой аналитической картины о взаимодействии клиента с банком, нет возможности принимать эффективные управленческие решения. Решение этого вопроса должна обеспечить единая фронтальная платформа.
 
 
Рис. 2. Единое окно обслуживания клиентов

%images[3]%

 
Через единое окно обслуживания клиентов операционист выполняет все операции, которые могут быть востребованы клиентом: и карточки, и платежи, и переводы, и депозиты — вне зависимости от того, какой бэк-офисной системой они потом будут обработаны. Используя единый интерфейс, имея в своем распоряжении все необходимые данные, можно заниматься кросс-продажами, реализуя индивидуальные программы обслуживания.
Для клиента единая фронтальная платформа обеспечивает интегрированные каналы доступа — и каналы самообслуживания (сall-центр, Интернет-банк), и традиционные (отделения, точки продаж). Поскольку все каналы интегрированы, клиент может легко выполнять связанные операции — погашение очередного взноса по кредиту со своего текущего или депозитного счета, оплата коммунальных платежей через Интернет и т. д.
Фронт-офис Diasoft FA# позволяет создать единое фронтальное окно — объединить все каналы доступа, с точки зрения клиента, и все операции, с точки зрения операциониста, в единое целое.
Конечно, если все фронтальные операции будут выполняться в нашей системе, требования к ее производительности возрастают. Мы неоднократно проводили нагрузочные испытания нашего решения на очень серьезном уровне — в Центре инноваций IBM и на площадке Центробанка на мейнфреймах IBM Z-series. Заключение ИПИ РАН подтвердило высокие показатели его производительности. Мы тестировали Фронт-офис на ста тысячах пользователей: максимальное время отклика пользовательского интерфейса системы ни по одной операции не превышает 1 секунды, при среднем времени отклика около 30–35 миллисекунд. Эти результаты показывают, что ни операционист, ни клиент, работая в этом едином фронтальном пространстве, не испытают затруднений, связанных с производительностью системы.
 
Решение в интересах клиентов
Спектр применения фронт- и миддл-офисного решения широк. Например, при помощи Diasoft FA# Retail.Front можно автоматизировать деятельность страховых компаний, бизнес которых построен на дистанционных каналах. Страховки покупают через call-центр, через сайт, уведомления и рассылки производятся через e-mail, sms, тот же call-центр, и все эти системы необходимо интегрировать. Таким образом, единое окно обслуживания клиентов становится единственной точкой входа, через него идет трансляция всего бизнеса компании.
Мы также реализовали немало проектов по внедрению фронт-офисной платформы в банках, которые занимаются ипотечным и автокредитованием, работают с кредитными карточками и потребительскими кредитами, обслуживают текущие счета, платежи и переводы, карточки, депозиты. Интегрированный фронт-офис поддерживает продажи кредитов через отделения, точки продаж, дилеров, систему «Интернет-клиент» для приема заявок и отслеживания статусов.
Несколько слов о специализированном решении Diasoft FA# Retail по кредитованию малого и среднего бизнеса. Создавая его, мы четко формализовали бизнес-процесс, чтобы понять, из каких «кубиков» он состоит, какие шаги бизнес-процесса в каких модулях системы реализуются, а потом этот сквозной бизнес-процесс был описан в среде оркестрации бизнес-процессов в визуальном виде. Такой подход делает бизнес-процесс прозрачным и позволяет банку смело принимать решение о запуске проектов по кредитованию малого и среднего бизнеса.
В настоящее время Diasoft FA# Retail.Front, мощный, высокопроизводительный продукт, интегрированный с бэк-офисными системами и обладающий всеми преимуществами решения, построенного в SOA-архитектуре, надежно поддерживает бизнес крупных многофилиальных структур. Сейчас, в период кризиса, технологичная промышленная платформа необходима как никогда раньше. Использование инновационных технологий поможет финансовым институтам не только быстро и более удобным способом продавать свои продукты, но и обеспечит повышение операционной эффективности бизнеса и новые конкурентные преимущества — как в настоящий момент, так и в будущем.


© 2020 БАНКОВСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Первое издание на российском рынке, посвященное информационным технологиям для банков.
Москва, Проспект Мира, д.3, корп. 1
+7 (495) 120-81-42
info@int-bank.ru

Свидетельство СМИ ФС77-39103 от 11 марта 2010 года.
По вопросам сайта просим обращаться к администрации сайта: info@int-bank.ru.
При использовании материалов необходимо давать ссылку на www.banktech.ru.