Платежи цифровой эпохи

28 Ноября 08:35

С 1 по 4 октября процессинговая компания «МультиКарта» провела ежегодный, V бизнес-форум «Технологии роста 2018. Цифровая трансформация - сегодня, завтра».

Мероприятие прошло традиционно на площадке отеля «Swissotel Resort Сочи Камелия». Участниками форума стали банки-партнеры Мультикарты – Почта Банк, ВТБ, ПСКБ, Уралфинанс, Энергобанк, НЕЙВА, СИАБ, представители платежных систем, агрегаторов платежных сервисов и других компаний платежного сектора. Среди них MasterCard, НСПК «Мир», Samsung, NCR, Compass Plus, «ФинСтрим», Diebold Nixdorf, «АТОЛ Онлайн» и другие.

Стоит отметить, что бизнес-форум, который организует «МультиКарта», с каждым годом становится все более популярным и востребованным, и это неудивительно. Тезис «Будь цифровым или умри!» перестал быть просто броской фразой и стал для банков и финансовых компаний руководством к действию, поэтому с их стороны постоянно возрастает интерес к новым платежным решениям. Познакомиться же с этими решениями удобнее всего в рамках этого бизнес-мероприятия: так, на этот раз на форуме презентовали уникальные сервисы для российского и мирового рынков - переводы Samsung Pay, сервис «снятия наличных с покупкой» MasterCard и многое другое. Отдельный блок был посвящен переводу нотификации клиентов в альтернативные каналы - Viber, WhatsApp, Facebook и другие мессенджеры - и созданию интеллектуальных чат-ботов. Участники обсудили особенности работы по эквайринговым проектам в свете Федерального закона № 54-ФЗ и с онлайн-кассами.

«Уже который год площадка нашего бизнес-форума собирает ключевых специалистов платежного рынка, у нас можно не только выступить с презентацией нового сервиса или услуги, но и поучаствовать в интересной дискуссии с экспертами рынка банковских технологий, поделиться своими знаниями и приобрести новые навыки. В этом году мы решили разнообразить мероприятие проведением различных мастер-классов, что позволило делегатам максимально погрузиться в тематику конференции и обогатиться полезными данными» - так охарактеризовал бизнес-форум, состоявшийся в начале октября в Сочи, генеральный директор компании «МультиКарта» Кирилл Свириденко.

Кирилл Свириденко выступил с собственной презентацией «Цифровая трансформация - сегодня, завтра». В ней он обозначил превалирующие тенденции на рынке платежных технологий: развитие P2P-переводов, тиражирование сервисов бесконтактной оплаты Samsung Pay и Google Pay, бурный рост электронной коммерции, увлечение банков программами лояльности для своих клиентов, рост эмиссии банковских карт и другие. Это ставит перед участниками рынка, в первую очередь перед компаниями - поставщиками программного обеспечения и оборудования для совершения платежей, такие задачи, как развитие систем управления банкоматными и терминальными сетями, наращивание функционала устройств самообслуживания, совершенствование сервисов комплексного технического обслуживания устройств и т.д.

Кирилл Свириденко уделил в своем выступлении внимание анализу преимуществ и возможностей технологий, которые сейчас у всех на слуху - биометрическая идентификация, Big Data, искусственный интеллект. Их использование позволяет как снижать риски участников рынка, так и будет стимулом для роста лояльности к их сервисам со стороны потребителей финансовых услуг.

Большой интерес со стороны участников мероприятия вызвало выступление вице-президента банка ВТБ Вадима Изотова. В своей презентации «Успешная синергия инноваций и банковских технологий для транспорта мегаполиса» он рассказал об опыте ВТБ, полученном в результате реализации проекта бесконтактного проезда в транспорте. Чтобы оценить масштаб этого проекта, достаточно сказать, что на сегодняшний день благодаря его реализации бесконтактная оплата проезда с помощью карт ВТБ возможна во всех вестибюлях Московского метрополитена, на всех станциях Московской центральной кольцевой дороги (МЦК), в поездах «Аэроэкспресса», подвижном составе «Мосгортранса». Использование бесконтактной технологии оплаты позволяет обеспечивать быстрый и удобный проход пассажиров, экономию транспортных операторов в результате отказа от выпуска бумажных билетов, высокое быстродействие системы.

Вадим Изотов рассказал и о планах банка ВТБ на будущее: так, ВТБ планирует принять участие в проекте, предусматривающем биометрическую идентификацию пассажиров в общественном транспорте. Суть этого проекта заключается в том, что система идентифицирует пассажиров по их биометрическим характеристикам, после чего автоматически списывается сумма оплаты проезда с банковской карты. По мнению инициаторов проекта, это позволит сделать пассажиропоток существенно более регулируемым и также сократит убытки транспортных компаний из-за «зайцев».  

Вице-президент по продаже и развитию продуктов MasterCard в России Галина Ганеева в своем выступлении затронула не менее актуальную для слушателей тему - развитие программ лояльности. На сегодняшний день трудно найти розничный банк, который не развивал бы у себя это направление. При этом важной задачей является качественная маркетинговая поддержка программ лояльности банка, что, по мнению Галины Ганеевой, позволит привлечь большее количество клиентов в программу. С этим мнением нельзя не согласиться.

В этом контексте, как подчеркнула вице-президент MasterCard, очень важна постоянная коммуникация между банком, являющимся эмитентом карты, и клиентом - держателем карты. Клиент должен отдавать себе отчет в том, что такая карта предоставляет ему возможность делать большие покупки без дополнительных заявлений на кредит и управлять своим долгом за счет фиксированных платежей и точных ежемесячных сроков оплаты. Банки-эмитенты, со своей стороны, должны понимать, что для них карты лояльности - это привлечение новых клиентов и улучшение клиентского предложения; удержание клиентов за счет дополнительных предложений; формирование клиентской лояльности и, соответственно, рост доходов. Что же касается платежных систем, то для них участие в проектах, подразумевающих выпуск и обслуживание карт лояльности, - это безопасные и гарантированные платежи; привлечение новых клиентов; улучшение взаимоотношений с клиентами; лучший cash flow в периоды кризисов и просто удобный инструмент, который, кстати сказать, хоть и медленно, но все же становится более популярным и узнаваемым.

Руководитель направления «мобильные платежные сервисы» компании «Samsung Electronics Россия» Екатерина Волынец выбрала в качестве темы своего выступления на форуме развитие сервиса бесконтактных платежей Samsung Pay. К числу преимуществ этого сервиса она отнесла в первую очередь его доступность (совершать подобным образом платежи возможно практически в любой точке мира), защищенность персональных данных и иной критически важной для держателя мобильного устройства информации, легкость и удобство проведения платежных операций. Екатерина Волынец особо обратила внимание на то, что функционал сервиса постепенно расширяется - так, теперь с помощью Samsung Pay можно не только оплачивать покупки, но и осуществлять Р2Р переводы. Этот сервис впервые реализован в России, является уникальным для платёжной индустрии в целом. Для проведения Р2Р перевода достаточно не более двух кликов по экрану мобильного устройства.

Очевидно, что обрисовать все представленные на форуме презентации, дискуссии и пересказать все выступления его участников не представляется возможным. Можно только констатировать, что мероприятие выполнило поставленную перед ним задачу, став площадкой для обмена опытом и лучшими практиками в сфере платежных технологий. Отдельно следует отметить тех, кто поддержал форум, выступив в качестве его партнеров и спонсоров. Так, глобальным и стратегическим партнерами мероприятия стали компании MasterCard и Samsung. Партнерами форума выступили следующие компании: Fasttrack (МАСТЕР БОТ), NCR, Ingenico, Diebold Nixdorf, Compass Plus, «ФинСтрим», HENDZ holding, SMS Traffic, «Терминал Плюс», группа компаний ЛАНИТ, «Дельта-Системы», «Алиот», INPAS, журнал «ПЛАС», журнал «Банковские технологии» и другие.

Журнал «Банковские технологии», №11, 2018.

вернуться назад

Рубрики