Екатерина Лозовая: «Банки уделяют мало внимания анализу накопленной информации»

28 мая 2009 16:00

Компания «/company-supplier/tern/» является одним из наиболее авторитетных поставщиков решений в области автоматизации бизнес-аналитики и информационной поддержки принятия управленческих решений на российском рынке.

Более 10 лет компания «/company-supplier/tern/» занимается внедрением у своих клиентов технологий Business Intelligence (BI) для решения широкого круга задач в целях укрепления и повышения эффективности бизнеса. Заместитель директора компании Екатерина Лозовая рассказывает о состоянии этого рынка в банковском сегменте.

Екатерина Александровна, как вы оцениваете уровень информатизации российских финансовых компаний на сегодняшний день?

Екатерина Лозовая: Я бы оценила этот уровень как достаточно высокий. Причем не только с точки зрения оснащенности банков теми или иными техническими решениями, но и с точки зрения накопления полезной информации. В каждом банке есть АБС, которая позволяет накапливать информацию о деятельности банка, о проводимых транзакциях. Банки традиционно уделяют много внимания анализу своих рисков, анализу доходности, тех факторов, которые, собственно, и приносят им деньги. Однако не всегда для этого используются эффективные средства автоматизации. Информации собрано много, и, с моей точки зрения, сейчас кредитным организациям нужно активнее внедрять интеллектуальные решения для автоматизации анализа этой информации. Есть вещи, которые не увидеть «простым глазом», особенно когда информации слишком много. Для этого нужны специальные инструменты.

Кто должен работать с такими новыми инструментами, сотрудники IT-подразделений или представители бизнеса?

Е. Л.: Это инструменты для бизнеса. Но без помощи представителей IT, конечно, не обойтись, поскольку именно они разбираются в том, где собственно расположены источники информации, насколько в этих источниках правдоподобные данные и каким образом можно провести консолидацию информации, т. е. подготовить массивы данных для анализа. Бизнесу необходимо подавать информацию в максимально удобном для использования виде. Тем не менее в такой автоматизации в конечном счете в максимальной степени заинтересовано руководство банка – генеральный управляющий или совет директоров.

Что им дают такие решения?

Е. Л.: Прежде всего – понимание ситуации. Соответственно – возможность оптимизации затрат, повышение доходности бизнеса. Сейчас большим спросом пользуется такой продукт, как информационная панель руководителя. Физически это выглядит так: в кабинете руководителя предприятия устанавливается плазменная панель, на которую выводятся ключевые показатели деятельности предприятия, обновляемые в динамическом режиме. Этих показателей не должно быть много, определение именно ключевых показателей представляет собой отдельную задачу, но если все успешно реализовано, ключевая информация оперативно поступает руководителю, и это существенно повышает эффективность управления.

Как в связи с экономическим кризисом изменились IT-приоритеты российских банков?

Е. Л.: Если говорить о небольших банках, там расходы на IT-проекты сокращены практически полностью. Перед ними стоит задача выживания, а не развития. Крупные и средние банки также сократили расходы на новые проекты, но тем не менее у них есть четкое понимание, что без информатизации серьезные и большие организации жить не могут. Поэтому уже запущенные проекты продолжаются. Многие сегодня обращаются к инструментам бизнес-аналитики (Business Intelligence, BI), уделяют серьезное внимание анализу информации. В том числе аналитическим системам, обеспечивающим поддержку принятия решений, с использованием мощных математических алгоритмов. Нехватка денег, с которой сегодня столкнулись многие банки, заставляет задумываться о том, куда именно направить эти деньги, какое направление обеспечит наибольшую и скорейшую отдачу от инвестиций. Поэтому проекты по внедрению BI, data-mining пользуются большой популярностью.

Какие решения или технологии пользуются наибольшим спросом в российской финансовой сфере?

Е. Л.: Наша компания 12 лет занимается внедрением Business Objects, и на собственном опыте могу сказать, что эти решения очень востребованы. Это наиболее удобный инструмент с точки зрения именно бизнес-пользователя. Он получает возможность использовать любые формулы и математические алгоритмы для обработки данных, не обращаясь напрямую к базе, не задумываясь о том, где эти данные лежат. Более того, этот инструмент позволяет легко перемещаться между различными уровнями данных, проводить детализацию или консолидацию информации, формировать сложные запросы и многое другое. В качестве СУБД чаще всего используются продукты Oracle или IBM DB2.

С какими трудностями приходится сталкиваться при внедрении на предприятии решения для бизнес-аналитики?

Е. Л.: Большой объем работы приходится на обеспечение интеграции разнородной информации. Если компания приходит к внедрению подобной системы, имея за плечами солидную историю, у нее насчитывается как минимум несколько информационных систем и соответственно источников информации. Каждая информационная система является рабочей, туда стекаются данные, которые управляются разными СУБД, а данные зачастую хранятся в разных форматах. Что делать человеку, который хочет получить целостную картину происходящего, как управлять бизнесом в таких условиях? Главной задачей при внедрении является сведение в единое хранилище информации из разных источников. Для этого используются ETL-средства, которые подключаются к источникам информации, в автоматическом режиме извлекают из них данные, очищают их и закачивают в таблицы, которые потом будут использоваться для анализа. ETL-инструменты поставляют разные компании, – например, у Business Objects это Data Integrator, у IBM – DataStage и т. д. Такая интеграция представляет собой невидимую часть айсберга, она незаметна конечному пользователю аналитической системы, но без нее невозможна эффективная работа такой системы.

Можно ли решить эти задачи средствами, уже имеющимися в банке?

Е. Л.: Структура данных в банковских системах и структура связей полей в хранилищах данных сильно различаются. Запрос на получение аналитической информации можно направить и в АБС, но такой запрос приведет к загрузке огромного количества ресурсов, практически заблокировав работу самой АБС, и выполнение его займет очень много времени. Структура хранилища данных оптимизирована под аналитические запросы. Их выполнение не влияет на работу остальных систем, а сам запрос выполняется за считаные минуты.

ETL-платформа и средства анализа поставляются в комплексе? Можно ли поставить ETL-платформу от одного поставщика, а аналитическую систему – от другого?

Е. Л.: Да, можно. То, что ETL-инструменты хорошо интегрируются с аналитическими системами того же поставщика, вполне закономерно. Например, решение Data Integrator от SAP прекрасно работает с источниками от той же компании и с аналитикой Business Objects. В то же время в нашей практике был ряд проектов в банках, где в качестве ETL-платформы было установлено решение DataStage от IBM, а аналитическая часть – построена на Business Objects. Весьма эффективное технологическое решение, позволяющее банкам решать задачи по подготовке отчетности и анализу информации.

Какие задачи приходилось решать специалистам вашей компании в финансовых организациях?

Е. Л.: Мы решаем задачи по построению хранилищ данных как в интересах отдельных департаментов, так и всей организации в целом. Внедряем инструменты для составления отчетности разных видов: управленческой, бухгалтерской, для регулирующих органов. Строим решения для анализа клиентской базы, продвижения продуктов на рынок, сегментирования клиентов, построения скоринговых моделей, планирования и бюджетирования и т. п. Нашей компанией реализованы проекты в Банке России, /banks/1160/, НБ «/banks/2010/», /banks/2151/, Национальном банке Беларуси, /banks/1783/, «/banks/1770/» и ряде других банков и финансовых компаний.

Какие проблемы являются наиболее серьезными препятствиями при внедрении таких решений в банках?

Е. Л.: Отсутствие унифицированного понятийного аппарата. Нужна стандартизация понятий. Это очень важный момент в крупной организации, где различные подразделения зачастую «говорят на разном языке», называя одно и то же понятие разными словами или, наоборот, вкладывая в одно определение разные понятия. В таких условиях крайне трудно строить единую информационную базу.

     Существенное значение имеет также нежелание различных подразделений делиться собственной информацией. Бесспорно, каждое подразделение компании уникально и рассматривает собранную информацию под собственным углом зрения. Однако это приводит к тому, что целостной картины происходящего нет ни у кого. Необходимо прийти к пониманию, что накопленная информация является общей, она всем нужна и может принести пользу в корпоративном масштабе. Для исправления этой ситуации нужны политическая воля со стороны руководства и внимание к текущему положению вещей. Вряд ли разные подразделения смогут договориться самостоятельно.

     При этом, разумеется, не стоит дожидаться абсолютного согласования терминологии и взаимного обмена информацией. Как показывает опыт, если информация, поступающая в хранилище данных, очищена на 85%, она уже приносит реальную пользу. 100% очистки – это недостижимый идеал. В реальности, если вы добились 95%-ной чистоты данных, это можно считать максимально возможным показателем.

Каковы планы вашей компании по развитию предложений для банковского сектора?

Е. Л.: Текущая экономическая ситуация требует прежде всего финансово эффективных решений. Поэтому на сегодняшний день все наши предложения сводятся к тому, чтобы предложить банкам максимально компактные и конкретные продукты, решающие наиболее актуальные, буквально сегодняшние задачи. Например, как известно, многие российские банки используют в своей деятельности решения «1С», в частности в целях бухгалтерского учета. У нас есть проект, подготовленный для организации консолидации данных из систем, использующих «1С». Эти продукты хорошо решают бухгалтерские задачи, но, может быть, не вполне приспособлены для организации анализа данных из бухгалтерских систем. Мы разработали решение, позволяющее импортировать данные из «1С», из банковских систем, консолидировать их в хранилище данных, обеспечивая таким образом возможность для их анализа в общем контексте.

     Мы продолжаем активную работу по созданию решений на основе технологий предсказательного моделирования, так называемой математики Вапника. Эти решения продвигаются под торговой маркой KXEN и включают в себя продукты, использующие глубокий анализ информации, технологии data-mining и т. п. Продолжаем развитие проектов по внедрению хранилищ данных, внедрение панелей руководителя. Одним словом, предлагаем те проекты, результативность которых наглядна и может быть подтверждена в короткие сроки. Кроме того, продолжается работа над начатыми проектами, в том числе в крупнейших российских банках.

Есть ли у вашей компании планы по расширению количества партнеров со стороны вендорских компаний? Планируете ли вы продвигать на российском рынке новые для вашей компании решения?

Е. Л.: Мы открыты к новым предложениям и постоянно расширяем спектр поставляемых BI-инструментов. Так, в течение нескольких последних лет мы развиваем направление data-mining, два года активно внедряем системы бюджетного планирования. У нас работает дружная команда профессионалов, накопившая обширный опыт по внедрению различных решений в сфере бизнес-аналитики. Сегодня мы находимся в процессе принятия решения по дальнейшему развитию.



© 2020 БАНКОВСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Первое издание на российском рынке, посвященное информационным технологиям для банков.
Москва, Проспект Мира, д.3, корп. 1
+7 (495) 120-81-42
info@int-bank.ru

Свидетельство СМИ ФС77-39103 от 11 марта 2010 года.
По вопросам сайта просим обращаться к администрации сайта: info@int-bank.ru.
При использовании материалов необходимо давать ссылку на www.banktech.ru.