Эффективное внедрение ЦОД в банке

25 мая 2009 16:00

Статья руководителя направления по работе с сертифицированными партнерами APC-MGE Россия Олега Михнева основана на многолетнем опыте автора в реализации проектов по строительству ЦОД и представляет собой анализ типичных подходов IT-руководителей к внедрению в компании Центра обработки данных и рекомендации по наиболее эффективным действиям в процессе такого внедрения. 

На определенном этапе для дальнейшего развития компании необходимостью становится строительство Центра обработки данных, а на сегодняшний день нужно говорить, скорее о его модернизации и расширении (ЦОД как минимум начального уровня сегодня уже есть практически в каждой компании). Это может быть вызвано изменением стратегии развития компании — быстрое расширение деятельности компании, открытие новых офисов, что особенно характерно для банков. Изменением требований со стороны регулирующих органов, например Банка России.

Важным фактором является изменение подходов менеджмента компаний к их деятельности. Сегодня к управлению финансовыми компаниями приходят менеджеры, получавшие образование в новое время, зачастую — за рубежом. Они используют новые методы управления, основанные на информации и информационных технологиях, таким образом, отсутствие в банке таких технологий влияет на эффективность управления и конкурентоспособность банка.

Немаловажную роль играет все более широкое распространение новых технологий на рынке. Ориентация на других игроков рынка становится важным мотивирующим фактором. Вместе с тем снижаются возможности традиционной экстенсивной IT-поддержки бизнеса за счет увеличения количества используемого оборудования и персонала. Нехватка монтажных площадей и растущая стоимость труда IT-специалистов заставляют использовать новые технологии и наиболее современные решения. В этих условиях задача поставщиков таких решений — донести информацию о них до участников рынка, а потребителям желательно действовать в тесном взаимодействии с вендорами.

Выбор подрядчика

Основной проблемой на этой стадии реализации проекта может стать ориентация на «традиционного» подрядчика, с которым банк или финансовая компания сотрудничает на протяжении многих лет, потому что так «исторически сложилось».

Технологии, применяемые при строительстве и эксплуатации ЦОД, активно развиваются, при этом не факт, что «традиционный» подрядчик внимательно следит за их развитием, готов внедрять новые технологии и что у него есть опыт внедрения и эксплуатации современных решений. Если это интегратор «общего плана» (обслуживает компанию по всем или большинству направлений), маловероятно, что он понимает, как решать новые задачи. У него нет соответствующих знаний и опыта, однако он вряд ли покажет свою некомпетентность, скорее — постарается защитить свою точку зрения, тем самым тормозя внедрение новых технологий.

Обращение в «новую» компанию, представляющуюся, на первый взгляд, специалистом в данной области, также может не решить проблему. У интегратора существует множество задач, напрямую не связанных с потребностями заказчика. Например, получение максимальной прибыли, что влечет за собой поставку «правильного» оборудования, ориентацию, возможно, только на определенного вендора или дистрибьютора, знание только определенной марки оборудования или линейки решений.

Автор этих строк был свидетелем ряда попыток выхода на российский рынок зарубежных компаний-интеграторов. Это были крупные компании, известные на Западе. Однако стоит отметить, что по ряду направлений они нисколько не опережают, а зачастую и отстают от российских представителей рынка. Во всяком случае, это можно сказать о сегменте строительства и эксплуатации отказоустойчивых ЦОД. Требования российских заказчиков по отказоустойчивости, знания менеджмента российских компаний в данной области зачастую выше, чем в Европе и США.

Задача выбора усложняется с ростом сложности проекта. Возникает генподрядчик, генпроектировщик, управляющая компания и т. д. При этом каждая из этих компаний имеет взаимоотношения со своим кругом партнеров, для каждого из которых характерны проблемы, о которых мы говорили выше. Только от заказчика эти участники проекта уже удалены на одно-два звена, что может стать причиной того, что заказчик на определенном этапе перестанет понимать ситуацию и, главное, управлять ею. В результате деньги будут потрачены, а цель — не достигнута.

Организация процесса

Как избежать потерь при внедрении или модернизации ЦОД? В первую очередь необходимо уяснить ответственность IT-руководителя компании (CIO) за результат процесса. Опыт автора статьи показывает, что в ряде случаев CIO не относят эти работы к кругу вопросов своей ответственности. Свое участие в реализации проекта они ограничивают формированием задачи и выбором подрядчика. Между тем CIO заказчика должен контролировать процесс на каждом его этапе, в идеале — участвовать во всех рабочих совещаниях и в решении возникающих задач. Он должен соизмерять возможности исполнителей проекта со своими задачами и в случае необходимости корректировать их.

Так, например, с точки зрения систем охлаждения существуют требования к расстоянию между серверными шкафами, общей площади, объему помещения. Такие же требования есть и с точки зрения систем электромагнитной защиты и других инженерных систем. В то же время у владельца здания есть свои требования к арендатору, и все они могут находиться в противоречии между собой. В этом случае решение о том, в каком направлении проект будет развиваться дальше (следует ли отказаться от части оборудования или арендовать дополнительные площади и т. п.), должен принимать заказчик в лице CIO. Решение должно приниматься именно заказчиком, так как результаты этого решения непосредственно отразятся на его бизнесе. Соответственно, CIO должен разбираться в новых технологиях, чтобы понимать, чего следует ждать от тех или иных решений и контролировать ход процесса на каждом его этапе. Это потребует постоянного самообучения или консультаций с поставщиками новых технологий.

Важнейшую роль в эффективности процесса играет стратегическое планирование развития IT-инфраструктуры с горизонтом не менее 5–10 лет. Любая серьезная компания, планирующая долгосрочное присутствие на рынке, должна иметь стратегию своего развития. Задача CIO — трансформировать бизнес-стратегию в IT-термины, на основе которых будут сформированы требования к IT-части на долгосрочную перспективу. Сформировав такую стратегию, можно уже будет определять, что делать на текущем этапе, чтобы максимально эффективно решать IT-задачи. Без формирования стратегии, решая текущие задачи только с точки зрения наименьших затрат, можно на следующем этапе развития компании прийти к необходимости полной реконструкции IT-инфраструктуры, что обойдется в результате значительно дороже.

CIO также должен обладать полной информацией о ресурсах и возможностях предприятия, имеющих отношение к IT-инфраструктуре. Если на стадии реализации проекта вдруг выяснится, что не хватает площадей для размещения оборудования, несущей способности перекрытий, электрических мощностей и т. п., это приведет в лучшем случае к дополнительным (и, возможно, весьма существенным) расходам, а в худшем — может поставить крест на дальнейшей реализации проекта.

Невозможно переоценить важность тщательности, скрупулезности подготовки технического задания. Еще в период подготовки ТЗ следует внимательно продумать каждый из этапов реализации проекта, оценить различные варианты прохождения этих этапов, технологии, которые будут применяться для их реализации. В одном из недавних проектов строительства ЦОД для финансовой компании, участие в котором принимал автор статьи, работа над ТЗ заняла львиную долю всего процесса внедрения. В результате, практически все вопросы были решены на этапе подготовки и согласования технического задания, а доставка оборудования к месту работ, его установка и успешный запуск были осуществлены лишь за несколько месяцев.

Выбор технологий

Огромное значение как для внедрения ЦОД, так и для его последующей эксплуатации имеет выбор используемых технологий. Как уже говорилось, для успешной реализации бизнес-стратегии компании необходимо, чтобы IT-решения базировались на новейших технологиях, предусматривающих гибкое масштабирование, адаптацию под изменяющиеся требования бизнеса и удобство эксплуатации. От CIO это потребует знания технологий, отслеживания изменений, происходящих в отрасли. После определения задач, которые будут решаться в ЦОД, следует определить технологии, наилучшим способом решающие эти задачи. На этом этапе можно выбрать несколько производителей решений, основанных на соответствующих технологиях, и подробнее ознакомиться с предлагаемыми решениями. Как правило, вендоры охотно идут на демонстрацию и подробное ознакомление со своими продуктами в тестовых лабораториях или на основе уже реализованных проектов. После выбора технологий и производителей оборудования можно приступать к выбору генподрядчика или интегратора из числа компаний, уже работавших с подобными решениями и выполнявших такие проекты.

Опыт работы с центрами обработки данных показывает, что первое место среди статей расходов на эксплуатацию занимают траты на электроэнергию. В целом, минимизировать эти траты можно только путем досконального проектирования и тотального контроля при внедрении решения.

На втором месте идет человеческий фактор. Доля человеческого фактора в общем количестве сбоев в этой отрасли составляет 60–70%. Для его минимизации требуются специальное проектирование (многоуровневый контроль), контроль работ на всех этапах внедрения и минимизация доступа персонала к работе систем (сокращение круга участвующих в эксплуатации лиц). Компания APC вкладывает огромные средства в развитие технологий, сокращающих воздействие человеческого фактора на работу систем. Среди них — резервирование всех критических для деятельности узлов, проектирование в единой защищенной среде, контроль на всех этапах внедрения и т. п. Снизить это влияние также можно за счет использования централизованного и модульного решения, способного сохранить живучесть в критических ситуациях, внедрения максимально типизированного решения, собранного из стандартных компонентов, имеющих быстрый и стандартный сервис.

Следующий пункт, влияющий на общие расходы на IT-системы, — это риск потерять деньги в результате плохо подготовленного или неправильного технического задания. Эта проблема решается жестким контролем на этапе подготовки ТЗ. Возможен также вариант передачи подготовки ТЗ на аутсорсинг.

Четвертое место занимают ошибки в оценке развития компании. Чем выше степень вовлеченности CIO в обсуждение бизнес-проблем и направления развития предприятия, тем ниже вероятность такой ошибки.

Наконец, еще один пункт возможных потерь — это низкая ответственность CIO, его нежелание взять на себя труд контролировать процесс внедрения.

Работая над проектом по внедрению ЦОД, CIO должен помнить главное — именно ему жить и работать с этим решением еще много лет. Причем основная работа начнется в тот момент, когда остальные участники проекта уже закончат свою работу.



© 2020 БАНКОВСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Первое издание на российском рынке, посвященное информационным технологиям для банков.
Москва, Проспект Мира, д.3, корп. 1
+7 (495) 120-81-42
info@int-bank.ru

Свидетельство СМИ ФС77-39103 от 11 марта 2010 года.
По вопросам сайта просим обращаться к администрации сайта: info@int-bank.ru.
При использовании материалов необходимо давать ссылку на www.banktech.ru.