Аутсорсинг дата-центров: риск или необходимость?

28 июля 2009 16:00

Еще недавно трудно было представить, чтобы крупная компания, работающая в области страхования, управления инвестициями или в сфере банковских услуг, рискнула бы разместить свои информационные системы в дата-центре, оказывающем услуги по коммерческому размещению стоек и оборудования в России. Тем не менее факты сегодняшнего дня свидетельствуют, что не только на Западе, но и в России аутсорсинг ресурсов коммерческих дата-центров становится нормой даже для компаний с серьезным бизнесом.
Андрей Сафонов, директор маркетингового центра компании Stack Group.

В одном из московских аутсорсинговых дата-центров уже долгое время размещают оборудование две крупные финансовые структуры: отечественная страховая компания с многолетней историей, и российское отделение крупного банка с международным именем. Эти два клиента отличаются друг от друга как спецификой бизнеса, так и менталитетом руководителей высшего звена (страховая компания является на 100% российской, банк создан при участии западного капитала и управляется иностранными гражданами). Сходство в одном: для обеих компаний безотказное функционирование информационных систем является жизненно необходимым условием ведения бизнеса.

История первая. ДЦ для страховой компании
Начало этой истории было положено в тот момент, когда в одной большой российской страховой компании было решено внедрить передовую систему учета страховых договоров, выйдя на качественно новый для России уровень организации бизнес-процессов.
По ходу разработки системы команда, сформированная CIO под этот проект, инициировала поиск помещения, пригодного для размещения и полноценной работы будущего программно-аппаратного комплекса. Это оказалось непростой задачей, во-первых, потому что возможность обмениваться данными следовало обеспечить большому числу отделений и филиалов, обслуживающих клиентов страховой компании в разных регионах. Таким образом, для обеспечения круглосуточного и бесперебойного функционирования системы ее следовало разместить там, где имеется несколько широких каналов в сети общего доступа, желательно от различных провайдеров.
Во-вторых, на этапе разработки новой системы просчитать размеры серверного помещения, в котором система будет размещаться, можно было только приблизительно (стоек 10–50…).
В-третьих, страховая компания не располагала помещением, которое хотя бы временно можно было бы использовать как серверную комнату, не говоря уже о полноценном дата-центре. Такое помещение предстояло найти и подготовить к размещению оборудования и ПО. Вариант временного размещения в офисе отвергался сразу по причине отсутствия необходимых электрических мощностей и подходящих помещений.
В качестве альтернативы рассматривалась возможность размещения системы на первых порах в корпоративном дата-центре одной из дружественных компаний. Но быстро выяснилось, что ни один из них не соответствовал требованиям страховой компании. И это вполне объяснимо, так как в корпоративном дата-центре, построенном «под себя», без необходимости не закладывается избыточный резерв пропускной способности телекоммуникационных каналов или избыток электрических мощностей и мощностей для охлаждения.
Взвесив все за и против, представители страховой компании пришли к выводу, что на данном этапе проекта целесообразно использовать ресурсы аутсорсингового дата-центра, поскольку:
1. Строить свой собственный дата-центр нецелесообразно, так как еще нет ответов на ключевые вопросы: Какого размера он должен быть? Где его лучше расположить? Какие телекоммуникации надо подводить? И самое главное, строительство займет как минимум год, а где все это время будет размещена IT-система?
2. В России на тот момент услуги по размещению и сопровождению оборудования внешних компаний стали предоставлять не только операторы связи, для которых это направление является непрофильным, но и организации, профессионально сосредоточившиеся на данном виде бизнеса. Среди дата-центров новой волны имеются такие, где качество исполнения инженерно-строительных работ сравнимо с зарубежными аналогами.
Подобное решение давало возможность убедиться в правильности выбранных подходов, оценить динамику развития системы и составить прогнозы ее роста на ближайшие пять лет. Если в ходе тестовой эксплуатации системы выяснится, что компании нужно строить собственный дата-центр, то полученный к этому времени опыт поможет более основательно подойти к разработке требований к технологической площадке и инженерному оборудованию. Что касается рисков, связанных с несанкционированным доступом к информации и неблагоприятным воздействием на нее, то при переходе на электронный формат хранения и обработки конфиденциальных данных компания изначально получала качественно новые возможности защиты своих архивов благодаря использованию современных средств шифрования и аутентификации. К тому же электронные дубликаты документов, регулярно обновляемые путем резервного копирования, позволяли предотвратить или быстро устранить сбои в работе ключевых бизнес-подразделений, если основной архив по каким-либо причинам оказался недоступен.
При проведении конкурсного отбора страховая компания принимала во внимание основной профиль бизнеса потенциального поставщика услуги, ценовые условия, наличие свободных площадей, а также комплекс параметров, характеризующих уровень устойчивости инженерно-строительного оснащения дата-центра перед неблагоприятными внешними факторами. В результате тендера, в котором приняли участие не только владельцы дата-центров, но и все крупные системные интеграторы, выбор был сделан в пользу одного из немногочисленных операторов услуг дата-центров — он смог предложить наилучшие цены при соблюдении всех конкурсных требований. Решающую роль сыграло то, что в его распоряжении была технологическая площадка, арендованная в московском дата-центре западной телекоммуникационной компании. На ней страховая компания размещала свое оборудование около двух лет — пока не были исчерпаны площади под размещение новых единиц оборудования.
Когда пришло время переводить систему, работающую уже под промышленной нагрузкой, на новую технологическую площадку, выбор снова был сделан в пользу аутсорсингового дата-центра, так как к тому моменту страховая компания уже на своем опыте убедилась в финансовых и организационных преимуществах такой модели. Но на этот раз помимо качества исполнения дата-центра страховая компания обращала внимание на то, чтобы: 
– поставщиком услуг был владелец дата-центра (а лучше сети дата-центров); 
– в его планах значился ввод в эксплуатацию новых площадей; 
– качество обслуживания подкреплялось гарантиями SLA.
Убедившись в способности нового партнера соблюсти эти требования, страховая компания менее чем за сутки осуществила перенос оборудования на новую технологическую площадку, где ее информационные системы успешно функционируют и по сей день. И это несмотря на то, что в целях обеспечения геобезопасного резервирования информационных систем в 2009 г. страховой компанией был построен собственный дата-центр (арендовать для этой цели еще одну внешнюю технологическую площадку не позволил дефицит площадей в качественных коммерческих дата-центрах). Кстати! Обслуживание инженерных систем в собственном дата-центре страховая компания предпочла передать на аутсорсинг одному из операторов дата-центров.

История вторая. ДЦ для российского отделения банка
Некоторое время назад один из крупных западных банков открыл в России дочернее подразделение. Российская «дочка» развивалась быстро. Обороты бизнеса росли. Исправно накапливались и обрабатывались лавинообразно растущие объемы информации, — руководство банка знало толк в освоении новых рынков.
И все было бы хорошо, если бы в предоставлении сервиса российским клиентам банка не стали регулярно возникать перебои. Качество компьютерной техники сомнений не вызывало (оно, как и банковское ПО, предоставлялось головным офисом), а вот в отношении помещений, где это оборудование размещалось, у руководства банка возникли серьезные претензии. Дело в том, что на тот момент в качестве серверных российская «дочка» использовала обычные офисные комнаты, которые были «оснащены» устройствами бесперебойного питания и бытовыми сплит-системами. Как показал аудит, именно нестабильная работа кондиционеров и отсутствие качественного электропитания приводили к непредсказуемым остановкам в работе банковских систем. Руководством банка перед CIO была поставлена задача в кратчайшие сроки решить вопрос, соблюдая устоявшиеся в банке требования к качеству IT-сервисов.
Ситуация требовала срочного разрешения, потому что современный банковский бизнес подразумевает проведение многих операций в режиме онлайн. Чем быстрее и четче будет выполнена та или иная процедура, тем выше уровень лояльности клиента. Поэтому отсутствие доступа к банковским системам даже в течение нескольких минут серьезно угрожает репутации и доходности банка, увеличивая вероятность потери клиентов.
Вариантов разрешения ситуации было три: либо немедленно строить собственные дата-центры, либо доверить оборудование одному из операторов дата-центров в Москве, либо разместить свои системы в одном из коммерческих дата-центров на Западе. Возможность строительства собственной технологической площадки для банка всерьез никто не рассматривал: время поджимало, а оставлять банковские системы в имеющихся помещениях еще на год (за меньшее время хороший дата-центр не строится) слишком рискованно. Перспектива перевода всех систем за рубеж банк также не привлекала: для этого требовалось либо остановить системы, работающие на полную мощность, более чем на сутки (при этом не удалось бы избежать невосполнимых финансовых и репутационных потерь), либо купить полный комплект дублирующего компьютерного оборудования (что выливается в более чем серьезные затраты, идти на которые без чрезвычайных оснований смысла нет).
Наиболее вероятным представлялся вариант «доверить оборудование одному из операторов дата-центров в Москве», но он требовал предварительной подготовки, так как долгое время предложения на российском рынке услуг дата-центров сводились к размещению юнитов и стоек в серверных оператора связи на условиях доступа к каналам передачи данных только этого оператора. При этом рассчитывать на гарантии по обеспечению отказоустойчивости инженерных систем и соблюдению требований к ограничению физического доступа к оборудованию не приходилось. Чтобы выяснить текущее состояние регионального рынка услуг дата-центров, банк поступил в полном соответствии с правилами цивилизованного рынка и доверил проведение изысканий на тему «дата-центры в Москве» консалтинговой компании. Через месяц консультанты представили ранжирование имеющихся в Москве дата-центров и управляющих ими компаний, где каждый дата-центр характеризовался:
– уровнем надежности в соответствии с классификацией TIA-942 по оценке консультантов; 
– количеством мест в серверной; 
– перечнем компаний, которые по имеющимся у консультантов данным уже разместили свое оборудование в этом дата-центре; 
– годом образования оператора дата-центра.
Технические специалисты банка объехали пять лучших, по экспертным оценкам, дата-центров Москвы, а CIO банка получил отзывы от компаний, которые уже разместили там свое оборудование (среди опрошенных была и упомянутая выше страховая компания). Обладая информацией о московских дата-центрах, достоверность которой была подкреплена авторитетом международной консалтинговой компании, CIO банка уже мог обоснованно подходить к выбору дата-центра в Москве. При сравнении принимался во внимание ряд факторов, каждый из которых в отдельности не был решающим. В частности CIO интересовало: 
– свободное место под размещение стоек, которым располагает поставщик услуг в настоящий момент и в перспективе; 
– является ли он собственником площадей; 
– сколько действующих и строящихся технологических площадок находится в распоряжении оператора услуг дата-центров, есть ли возможность организовать географическое резервирование систем; 
– какой из дата-центров построен позже и, скорее всего, является более современным; 
– месторасположение какого из дата-центров удобнее для банка.
Немаловажное значение при выборе дата-центра имели и отзывы, полученные CIO от клиентов дата-центров. В результате кандидатами на сотрудничество с банком в России стали дата-центр М1 (основной узел сети Stack Data Network, созданной компанией Stack Group), и технологическая площадка компании IBS DataFort, арендованная в дата-центре западной телекоммуникационной компании WideXS. По совокупности перечисленных выше преимуществ выбор был сделан в пользу дата-центра M1, куда в течение суток банк перевез все свое оборудование и где размещает свою постоянно растущую систему и по сей день.

Заключение
Обе истории, рассказанные в статье, основаны на реальных фактах, предоставленных CIO этих компаний. Каждая из историй свидетельствует о том, что:
1. При современных темпах развития технологий даже для крупных компаний строительство собственного дата-центра уже не единственный путь решения задачи по обеспечению бесперебойной работы информационных систем и телекоммуникационного оборудования, тем более если речь идет о числе стоек, не превышающем 50 (в финансовом секторе эта цифра, как правило, меньше).
2. Содержание и эксплуатация дата-центра — занятие ресурсоемкое и хлопотное. Это комплексный процесс, который начинается еще на этапе разработки концепции и проектирования. Он протекает гладко только при отлаженном взаимодействии между специалистами различного профиля, постоянном поддержании высокого уровня компетенций персонала, отвечающего за исправность работы инженерных систем, жесткой дисциплине. Так что если обслуживание дата-центров не является профильным или хотя бы смежным бизнесом компании, то нет смысла создавать специальную структуру внутри компании для эксплуатации дата-центра. Проще, дешевле и надежнее купить услугу.
3. Профессиональный оператор дата-центра заинтересован в поддержании надежности и высокого качества своих услуг. Подписав SLA, он принимает на себя обязательства по своевременному предупреждению и быстрой ликвидации угроз и рисков. Поэтому персонал набирается квалифицированный, оборудование приобретается дорогое, да и накопленный опыт немаловажен. К тому же телекоммуникационное обеспечение в дата-центре всегда качественное — бизнес требует.
4. Наконец, самое главное: несмотря на то что российский рынок аутсорсинга качественных дата-центров еще только зарождается, в Москве уже есть выбор конкурентоспособных площадок, принадлежащих разным оператором услуг дата-центров. Причем некоторые из них могут предложить широкий спектр услуг, среди которых специальные пакеты сервисов, адаптированных к специфике бизнеса крупных корпоративных клиентов (в том числе имеющих территориально удаленные точки присутствия).

© “Финанс Медиа”


© 2020 БАНКОВСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Первое издание на российском рынке, посвященное информационным технологиям для банков.
Москва, Проспект Мира, д.3, корп. 1
+7 (495) 120-81-42
info@int-bank.ru

Свидетельство СМИ ФС77-39103 от 11 марта 2010 года.
По вопросам сайта просим обращаться к администрации сайта: info@int-bank.ru.
При использовании материалов необходимо давать ссылку на www.banktech.ru.