Тренды в онлайн-банкинге V-2018: чем запомнится год уходящий

25 Декабря 2018 15:37

Онлайн-банкинг сегодня занимает весьма значительное место в нашей повседневной жизни и продолжает интенсивно развиваться. Способствует этому прежде всего совершенствование мобильных технологий и появление новых платежных сервисов от лидеров отрасли. Несмотря на это «классический» интернет-банкинг не сдаёт позиций, и в целом по статистике транзакции на большую сумму чаще всего пользователь совершает в десктопной версии. Какие тренды в 2018 году в онлайн-банкинге нашли своё воплощение, а какие остались не реализованы - в обзоре Владимира Михайлова, заместителя директора по развитию Faktura.ru.

Банки делают ставку на развитие мобильных приложений. На практике это выражается в двух аспектах: перенос всех возможностей интернет-банка в мобильное приложение (зануление гэпов), а также внедрение новой функциональности в приоритетном порядке в приложениях - mobile first. То, что пользователь привык получать в других мобильных приложениях - функциональность популярных поисковиков и агрегаторов, оперативность служб такси и доставки пиццы, находит своё воплощение в функционале банковских мобильных приложений.

При этом на первом месте user experience - даже если пользователь уже клиент банка, важно, будет ли он пользоваться приложением банка для решения своих финансовых задач или предпочтет уводить деньги в другие приложения и другие банки. В мире, где функциональность приложений перешагнула за базовые потребности, актуально соревнование в удобстве и простоте. Есть спрос на «онлайн-офис» - доступ к новым продуктам из интернет-банка и мобильного приложения. Получает распространение и логичное развитие этого сценария - заведение клиента «с улицы» без посещения физического офиса. Эта опция из разряда экзотической переходит в разряд популярных и востребованных.

Мобильное приложение покрывает все больше клиентских сценариев, ранее реализовывавшихся в офисах банков, банкоматах или через контакт-центры: закрытие вкладов, досрочное погашение кредитов, активация карт, смена PIN-кода карты и другие. Рейтинговое агентство Markswebb в своих исследованиях выделило отдельную номинацию - Digital Office, в которой интернет-банк от Faktura.ru в банке «Левобережный» получил 2-е место за перенос в онлайн значительной части клиентских задач.

Еще предстоит оценить авторизацию по биометрии - пока темпы продвижения говорят скорее о соблюдении большинством банков требований регулятора, чем о сознательном маркетинговом выборе. Конечно, есть исключения, и ожидаем, что 2019 год станет годом интереснейших продуктовых решений, связанных с этими новыми возможностями. Заодно станет ясно, действительно ли авторизация с использованием голоса и внешности - это запрос продвинутой аудитории, которая успешно создаёт шумиху, или у нее есть задел стать массовой.

Партнёрство онлайн-банкинга и процессинга, как в случае с сервисом Faktura.ru и процессинговым центром «КартСтандарт», позволяет банкам и другим игрокам финансового рынка (например, сетевым ритейлерам) внедрять бесконтактные платежи по технологиям Google Pay, Apple Pay, MCBP «малой кровью». На данный момент речь не идёт об отказе от пластика или наличных, по крайней мере по причине того, что не все пользователи обзавелись «правильными» смартфонами, но наличие NFC-оплаты (и впоследствии - авторизации в наземной сети устройств) уже в разряде must have для банковских приложений.

Следующий тренд - чат в интернет-банке и мобильных приложениях. Коммуникации с банком для решения спорных моментов, заказа справок, получения новых продуктов без оформления бумажных заявлений через чат. Для пользователя это экономия времени: ответ в смартфоне в удобное время.

Очень важна также тема сквозной персонификации - профиль пользователя, получение им персональных предложений, конструирование таргетированной экосистемы услуг, в центре которой - конкретный клиент.

В части интернет-банкинга для корпоративных клиентов также есть три ключевых тренда: упрощение платёжного функционала, рост функциональности мобильных приложений, онлайн-банкинг как помощник. Интернет-банк для корпоративных клиентов давно перестал быть инструментом бухгалтера, пользователь с самыми скромными навыками может вести дела в интернет-банке. Банки ориентируются на самого массового пользователя - отсюда тренды: упрощение ленты, переключение между юридическими лицами в одном банке, автозаполнение полей новых платежных поручений.

Пользователь не должен тратить время на заполнение бессчетного количества форм, интернет-банк должен взять на себя в разумных пределах роль подсказчика и подставлять нужную и известную информацию в экранные формы.

Запрос рынка на кросс-продажи в маркетплейсе на платформе интернет-банка из теории стал практикой - в банках ТОП-10 рейтинга Markswebb каждый может предложить страховки, сервис проверки контрагентов и даже создание собственного сайта.

Для торговых предприятий прекрасной темой станет интеграция интернет-банка с данными об эквайринге - с информацией о показателях всех торговых точек.

Мобильное приложение для корпоративных клиентов - инструмент не только руководителя, но в первую очередь именно руководителя. Телефон -- это коммуникатор для бизнеса, совмещающий в себе еще и функции подтверждения операций. Такой сервис повышает мобильность руководителя и экономит время - главную ценность менеджера. Мобильное приложение становится деловым помощником: напоминает о сроках сдачи отчётности, о сформированных бухгалтером на подпись платежах.

Быстрый ритм финансовой жизни предъявляет жесткие требования к финтех-продуктам. Активные пользователи проверят на прочность каждый банк - если вы не готовы быстро внедрять новые сервисы - значительная часть будет ориентироваться на то, что есть у топовых игроков.

То, какие инновации будут реализованы, а какие останутся только в проектах, рассудит рынок. Мы, со своей стороны, уверены, что экспертиза Faktura.ru позволяет уверенно внедрять те сервисы, которые находятся «в рынке», точно вовремя - именно тогда, когда они принесут нашим клиентам максимальный эффект.

Журнал «Банковские технологии» № 12, 2018.

вернуться назад

События

Новости

Корпоративные новости