Стратегии автоматизации и IT-стратегии банков. Эпизод 3

14 Апреля 2014 10:30

Технологическая поддержка стратегических задач развития достигается посредством внедрения новых информационных систем или модернизации уже используемых технологий. В случае несоответствия текущего состояния IT требованиям бизнеса очевидна необходимость изменений. Если для решения стоящих задач требуются значительные инвестиции, то с чего начать? Внедрить сначала CRM или лучше Хранилище данных? Ответ один: перед решением задачи, требующей значительных и долгосрочных инвестиций, необходимо стратегическое планирование и разработка целевой архитектуры решения. В наших терминах, необходима разработка IT-стратегии.

Разработка IT-стратегии более эффективна, а зачастую – единственно возможна только на основании результатов IT-аудита, информации о текущем состоянии IT, о текущих и перспективных требованиях бизнеса. В процессе разработки IT-стратегии будут формализованы основные задачи развития IT-обеспечения и IT-процессов, рассмотрены варианты архитектуры целевой информационной системы, определены этапы и состав проектор развития IT, дана предварительная оценка их сроков и стоимости.

Возвратимся в 2006 год, попробуем помечтать и составить карту стратегического развития банковских технологий на несколько лет вперед.

Первое. Неугомонный (и к его высокой чести) последовательный Банк России по-прежнему будет весьма настойчив в вопросах перевода всех банковской системы банков на МСФО и на Базель II. В этом благом деле его ждут и трудности привыкания, и несомненные успехи. Банкам ничего не остается другого, как проводить анализ (по МСФО) и планирование (по Базель II) своего банковского бизнеса в соответствии с лучшей международной и российской практикой. Разумеется, что к 2010 г., и уж тем более к 2020 г. многое из лучших практик (best practice) будет перенесено в область информационных технологий. Применение современных управленческих технологий является главным фактором повышения банковской конкурентоспособности, а к 2010 г. это станет критическим фактором выживания каждого банка. А что именно будет считаться «современными управленческими технологиями» в будущем? Ответ несложен: получение важной для банка аналитической информации при помощи прогрессивных средств анализа данных, таких как OLAP и методов Data Mining (различных статистических, математических и логических методов, включающих нейронные сети, генетические алгоритмы, нечеткую логику, различные шаблонные методы и др.). То, что сейчас называют BI, Business Intetelligence? И что с таким рвением продвигают на рынок ведущие мировые IT-корпорации (Oracle, SAS, SAP, IBM и другие). При этом все необходимые атрибуты и параметры будут заводиться на уровне первичных документов/ договоров/ сделок. И, как показывает пример Европы и США, к этому нужно стремиться уже сегодня.

Второе. Разумеется, кроме выполнения большого числа учетных операций, автоматизированные банковские технологии должны способствовать минимизации всех видов банковских рисков и повышению эффективности банковской деятельности. Вся и любая информация в ИС должна вводиться один раз, а затем многократно использоваться. Если информационных систем в банке используется много, то опять же внешняя информация вводится только в одну ИС, и уже с помощью интерфейсов сопряжения необходимые данные передаются в другие ИС. Впрочем, в 2010-2020 гг. «интерфейсы сопряжения» будут всего лишь раритетным исключением, а стандартом передачи данных между ИС станут (уже стали!) «интеграционные решения».

Третье. Произойдет неизбежный переход от децентрализованных разрозненных лоскутных технологических ассорти и зоопарков к интегрированным и централизованным бизнес-технологиям и решениям. Такая технологическая и организационная централизация послужит не только поднятию эффективности и качества управления внутри банков, но и соответствующему повышению стоимости собственно банковского бизнеса. Технологически прозрачный централизованноуправляемый бизнес всегда ценится дороже, чем децентрализованный и непрозрачный (при тех же валовых показателях и уровне балансовой доходности). Наиболее простыми по идеологии вариантами централизации бизнеса является либо внедрение новых, глубоко интегрированных банковских систем мирового уровня, либо внедрение все тех же «интеграционных решений», также возможна комбинация этих не исключающих друг друга возможностей.

Четвертое. Какие же тенденции развития технологического рыка и технологической мысли будут способствовать тотальному внедрению передовых управленческих технологий? Здесь тоже не ожидается «Высшего откровения» - многое из завтрашних технологий придумано, создано и успешно работает уже сегодня: например, технологии управления эффективностью бизнеса и интегрированные технологии риск-менеджмента, аналитические системы на основе Хранилища данных.

Пятое. Образование в России среднего класса требует взрывного развития розницы. Изменились технологические требования банков – банкам необходимо кардинально уменьшить стоимость отдельной транзакции и розничного обслуживания своей клиентуры, увеличить приток этой самой клиентуры. Но через 10-15 лет будет уже поздно вкладывать деньги в технологии – их нужно вкладывать немедленно, иначе в конкурентной борьбе за клиента можно будет опоздать не на годы, а навсегда. Обязательно применение клиентоориентированного подхода к обслуживанию своих клиентов. Из факторов клиентоориентированности отметим такие как: развитие технологий дистанционного (удаленного) обслуживания; повышение качества клиентского обслуживания; внедрение CRM-технологий и скоринговых решений.

Шестое. К сожалению, количество компьютерных преступлений будет продолжать расти. Банки являются, увы, одной из наиболее притягательных сфер для киберкриминала. Поэтому будет необходимо уделять самое серьёзное и повышенное внимание обеспечению надёжности и безопасности эксплуатируемых IT-комплексов, информационной безопасности и защите банковской информации.

Седьмое. Банки практически полностью отойдут от несвойственных им чисто программистских функций. Таких, например, как внутренняя разработка прикладных технологических решений. Банкам необходимо будет сосредотачиваться на собственно банковском бизнесе, на развитии и на совершенствовании своих бизнес0процессов. Разумеется, на основе передовых отечественных технологий и технологий мирового уровня, которые в достаточном количестве представлены в России. На классической цифре семь надо бы и остановиться… Благоприятное время. Чтобы банкам заняться реализацией собственных стратегий развития! Что, как правило. Должно входить в стратегии развития банков? «Джентльменский стратегический набор» среднего банка, не собирающегося в ближайшее время быть объектом сделки, будет примерно следующим (без цифр, только качественные задачи):

• Централизация управления и централизация бизнеса с целью снижения операционных издержек;

• Увеличение клиентской базы;

• Реализация территориальной экспансии для продажи технологически обработанных и обкатанных продуктов, в том числе:

- стремительное увеличение числа точек присутствия,

- гибкое управление продуктовым рядом в зависимости от требований местного рынка;

• Увеличение кросс-продаж существующим клиентам;

• Введение единых стандартов качества банковских продуктов и услуг во всех структурных подразделениях;

• Обеспечение конкурентоспособности за счет повышения эффективности бизнеса, в том числе:

- выстраивание и оптимизация бизнес-процессов; - комплексный подход к консолидации данных;

- финансовое планирование и бюджетирование.

• Оперативный мониторинг ключевых показателей деятельности, повышение качества менеджмента на основе управленческой отчетности;

• Создание ориентированной на клиента организации обслуживания. …

Ах, как было бы все замечательно, если бы не падение фондового рынка в начале 2008 г. и всемирный фондовый коллапс в августе 2008 г.!

вернуться назад

События

Новости

Корпоративные новости