Сервисы ДБО активно развиваются

27 Августа 20:28

Развитие систем дистанционного банковского обслуживания происходит очень быстрыми темпами. Каждый уважающий себя банк предоставляет услуги ДБО, специфика которых основывается на особенностях бизнеса самой организации. Тем не менее существует некий устоявшийся формат, отражающий базовый минимум банка с точки зрения функционала ДБО. Наряду с набором оптимальных функций системы ДБО в настоящее время научились предоставлять множество дополнительных сервисов. Эксперты считают, что будущее ДБО принадлежит мобильным приложениям.

Оптимальный функционал и дополнительные сервисы

Оптимальный функционал систем дистанционного банкинга должен включать в себя максимальное количество функций для ежедневного использования. Необходимы также обязательная привязка активности в ДБО к программе лояльности и максимально широкий спектр платежных сервисов. В последнее время также набирает популярность тренд добавления в мобильные приложения различных сервисов: страхование и инвестиции, скидки от партнеров, туристические услуги - виза, билеты, подбор объектов недвижимости и так далее.

Базовый функционал обычно включает в себя оплату услуг и денежные переводы, но сейчас этого уже далеко не достаточно. Оптимально -- это когда клиент один раз посещает отделение банка и проходит верификацию, а далее для выполнения той или иной операции использует систему ДБО, самостоятельно совершая весь спектр банковских операций. Речь идет о возможности совершать платежи, переводы, обмен валюты, управлять вкладами, кредитами, оплачивать налоги, штрафы, запрашивать различную справочную информацию (справки, выписки, отчеты кредитной истории и т.п.) и т.п. Если клиент совершает около 90% своих операций в ДБО, пожалуй, это и можно назвать оптимальным функционалом.

Некоторые эксперты считают, что говорить об оптимальном функционале ДБО вряд ли возможно, потому что мир меняется настолько быстро, что идеальные сервисы перестают быть таковыми уже через несколько месяцев. Очевидно одно - необходимо постоянно вводить и тестировать новые способы коммуникации с клиентами, отбирать лучшие и совершенствовать их, говорят эксперты.

Эффективные системы ДБО

Дистанционное банковское обслуживание - одна из наиболее востребованных функций банковского сервиса. Огромное значение имеет эффективность работы систем ДБО. Об эффективности различных форматов ДБО можно спорить, но очевидно одно - эффективно то, что удобно клиентам.

Стираются рамки между системами, клиент не будет выбирать, где и как ему совершать операции, а будет стараться свести к минимуму свои посещения отделений банка. Кому хочется специально идти в отделение банка, стоять в очереди и тратить свое личное время? Клиенты выбирают «здесь и сейчас».

Несомненно, наиболее эффективной системой сегодня являются мобильные приложения.  При этом они должны обладать рядом ключевых характеристик - продуманным User Experience, красивым модным дизайном, полнофункциональностью, высокой стабильностью работы, бесперебойной доступностью и высоким уровнем информационной безопасности.

Критерии выбора технологий ДБО

Существует набор функций, который должен быть присущ любой современной системе дистанционного банковского обслуживания. Она должна обеспечивать совершение максимально возможного количества операций, оперативно предоставлять обобщенную и детализированную информацию о счетах, картах и вкладах клиента. ДБО должна обладать простым, интуитивно понятным и современным интерфейсом пользователя, быть интегрированной со сторонними системами и сервисами, отслеживать поведение клиента и прогнозировать его активность. И, конечно, обеспечивать высокое быстродействие предоставляемых сервисов, функционировать в режиме «24/7».

Критерии выбора технологий ДБО базируются на двух ключевых моментах - клиентоориентированности и снижении внутренних издержек банка. В первую очередь это доступность, т.е. возможность воспользоваться сервисом в любое время, не выходя из дома, а также простота интерфейса - он должен быть понятен интуитивно. К этому надо добавить возможность выбора канала обслуживания. Кто-то предпочитает пользоваться банковскими сервисами через интернет-банк, кто-то через мобильное приложение, а кто-то через современные мессенджеры. Задача банка - обеспечить качественную работу всех каналов.

Перед тем как обновить свой интернет-банк, некоторые финансово-кредитные организации проводят предварительные исследования рынка и usability-тестирование. Затем при формировании технического задания основываются на полученных результатах: какие функции наиболее востребованы пользователями, какие тренды намечаются. Среди основных рыночных трендов в дистанционных сервисах эксперты выделяют следующие. Во-первых, максимальное упрощение процесса регистрации. Во-вторых, общий профиль для клиента, который обслуживается в нескольких филиалах (речь о том, что через дистанционные сервисы клиенту доступны счета, вклады и кредиты, оформленные в любом филиале организации). В-третьих, максимально широкие возможности для перевода средств: переводы с карты любого банка на карту любого банка, переводы по номеру телефона. В-четвертых, отмена и снижение комиссий за оплату различных услуг: телефон, ЖКХ, интернет, кредиты других банков.

Ближайшие перспективы

Все опрошенные эксперты сошлись во мнении, что будущее дистанционного банковского обслуживания - за мобильными приложениями.

Мобильные системы ДБО, несомненно, будут завоевывать рынок и вытеснят привычные системы интернет-банка, которые работают только в компьютерных браузерах. Даже сейчас можно заметить тенденцию отказа от физического использования банковской карты. Все больше клиентов для оплаты используют мобильные устройства или смарт-часы. Самые большие шансы на успех в ближайшее время будут у мобильных приложений банков, предоставляющих максимальный спектр операций daily banking, имеющих в базе под собой интересные цифровые банковские продукты с полезными программами лояльности, а также интегрирующих клиента с социально-развлекательными сферами.

При этом некоторые эксперты считают, что достоверно предсказывать направления развития ДБО достаточно сложно - еще 10 лет назад никто и представить не мог банк в мобильном телефоне, а сейчас прогресс набирает силу. Очевидно одно - популярным в банковском сервисе всегда будет то, что безопасно и удобно.

Мобильный банкинг: актуальные разработки

Пожалуй, главным свидетельством того, что именно мобильные приложения вытеснят другие системы ДБО, является тот факт, что банки с регулярной периодичностью сообщают об усовершенствовании систем мобильного банкинга и о росте в нем клиентских операций.

Прошедшая в Москве IX Международная конференция «Мобильные финансы 2019» еще раз продемонстрировала востребованность новых решений в сфере мобильных технологий со стороны игроков финансового рынка.

Было отмечено, что сегодня практически все банки и финансовые компании, работающие на массовом рынке, активно используют мобильный канал для обслуживания физических и юридических лиц. Особенно актуально применение мобильных финансовых сервисов в сегменте МСБ. Именно поэтому среди решений, представленных на конференции, было много новых разработок для малого и среднего бизнеса. Компания BSS, уделяющая большое внимание развитию продуктов и услуг для корпоративных клиентов банков, в том числе мобильного решения для бизнеса BSS Business, представила кардинально обновленное мобильное приложение для смартфонов. Реализованные в приложении функциональные возможности выводят его на новый уровень удобства использования и охвата потребностей бизнеса разного уровня, как малого и среднего, так и крупного. Компания БИФИТ представила на MobiFinance-2019 новый мобильный офис для предпринимателей, а в своем докладе «iBank для микробизнеса. От нулевого клиента до сдачи отчетности» рассказала о текущих тенденциях развития рынка, о подходе компании при разработке передовых продуктов, а самое главное, о потребностях конечных пользователей и о решении, закрывающем данные потребности.

Компания Faktura.ru рассказала о том, как смартфон может быть ядром финансовой экосистемы, сколько процентов финансовых инструментов он способен заменить, а также что такое mobile sufficient и с чем его едят, много полезного про Единую биометрическую систему, Систему быстрых платежей и выпуск карт «без пластика». На Конференции MobiFinance-2019 представители Московского офиса компании Finastra (головной офис - Великобритания) совместно с компанией СофтКлуб (Беларусь) представили свое локализованное решение для цифрового банкинга на базе флагманского продукта Fusion Digital Channels компании FINASTRA и финансовой шины SC Bill Payment System от компании СофтКлуб. В прошлом году объединенная команда разработчиков выполнила полный цикл работ по модернизации и адаптации данного решения для банковского сектора стран Восточной Европы и Азии, включая мобильные приложения для смартфонов. Компания 65apps, более половины текущих проектов которой связаны с финансовой отраслью (мобильные банки, МФО, трейдинговые площадки, страховые компании), представила доклад «Мобильные финансы глазами разработчика», рассказала о трендах в приложениях для финансового сектора, исходя из анализа реальных входящих проектов у большого мобильного продакшена, а также о плюсах и минусах гибридной схемы работы по совмещению аутстафа и инхауса на основе реальных кейсов.

Банковский сектор

На конференции MobiFinance-2019 о своем опыте по использованию мобильных технологий и созданию современных мобильных сервисов рассказали представители Сбербанка, Банка ВТБ, Промсвязьбанка, МТС Банка, Уральского банка реконструкции и развития (УБРиР), Банка Казани, АК БАРС Банка.

Например, начальник отдела развития интернет-банка Промсвязьбанка Александр Королев рассказал об опыте онлайн кредитования в мобильном приложении.

«Онлайн кредитование для малого и среднего бизнеса мы запустили в очень сжатые сроки: время выполнения проекта не превысило три месяца, - отметил эксперт Промсвязьбанка. - Сейчас уже заключено больше пяти тысяч сделок для малого и среднего бизнеса. Портфель составляет 2 миллиарда рублей и сумма уже одобренных решений больше 20 миллиардов рублей».

Александр Королев объяснил, как работает система кредитования. Вначале банк собирает в своей базе клиентские данные из внешних и внутренних источников по малому и среднему бизнесу, и выставляет лимит, который необходим для оформления кредита. Клиент уже в рамках своего лимита может в мобильном приложении выбрать сумму кредита и оформить его. Кредит оформляется моментально: в течение минуты средства уже на счете у предпринимателя и он может свободно пользоваться этими деньгами.

В Промсвязьбанке была сформирована команда из специалистов по вэб-разработкам и специалистов по мобильным приложениям. Поначалу кредитование было запущено в интернет-банке. Буквально через месяц оно появилось и в мобильном приложении, которое было максимально доработано.

Перед командой руководство поставило задачу - кредитовать не только внутренних клиентов, но и внешних, т.е. тех, кто еще не открывал счет в банке. Были подготовлены соответствующие предложения.

Механизм кредитования прост: человек ознакомляется с правилами и условиями кредитования и подписывает договор облачной электронной подписью в мобильном банке. Денежные средства поступают в течение минуты.

Александр Королев представил вниманию аудитории еще несколько кредитных продуктов Промсвязьбанка, которые клиенты могут получить посредством систем ДБО.

Журнал «Банковские технологии», №6, 2019.

 

вернуться назад

События

Новости

Корпоративные новости