Сергей Грачев: «На российском рынке ДБО срабатывают те же технологические факторы, что и на рынках Западной Европы и США»

07 Октября 2013 08:03

Руководитель центра разработки «ДБО BS-Client,заместитель директора Дирекции по реализации типовых решений Компании BSS рассказывает о возможностях и перспективах системы «ДБО BS-Client», ключевых принципах организации дистанционного обслуживания.

«Банковские технологии»: Система дистанционного банковского обслуживания «ДБО BS-Client» является одной из наиболее успешных и популярных на российском банковском рынке. Расскажите, как создавалась система, какие принципы закладывались при ее создании, актуальны ли они сегодня?
Сергей Грачев: Мне посчастливилось оказаться в Компании, когда разработка платформы «ДБО BS-Client» была в самом разгаре. Компания BSS на тот момент была небольшой, ее костяк составили недавние выпускники МГУ, амбициозные и талантливые люди. В конце 90-х гг. у команды BSS уже имелся опыт успеха - сейчас мало кто помнит о DOS-версии системы ДБО BSS, которая стала первой на российском рынке тиражируемой системой, позволявшей осуществлять платежи, не выходя из офиса.

Однако для BSS DOS-версия стала успешным стартапом, без которого трудно себе представить технологический скачок, сделанный BSS при проектировании новой платформы для Windows. В отличие от DOS-версии новая система изначально создавалась как открытая универсальная платформа, обладающая развитыми встроенными средствами разработки и поставляемая клиентам в комплекте с исходным кодом прикладного уровня. Без этого невозможно было правильно спроектировать все компоненты «ДБО BS-Client», разработать принципы их взаимодействия и отладить базовые механизмы.

С другой стороны, ситуация на рынке после кризиса 1998 г. диктовала очень жесткие сроки выпуска на рынок системы ДБО нового поколения. Банки в массовом порядке стали отказываться от систем собственной разработки и искать современное тиражируемое решение для обеспечения своих клиентов сервисом ДБО. Компании BSS удалось опередить остальных игроков и занять лидирующую позицию на рынке ДБО, которую Компания удерживает до сих пор. Необходимо отметить, что надежность и широкие возможности конфигурирования и масштабирования «ДБО BS-Client» позволили использовать ее в качестве основы для создания различных систем автоматизации банковской деятельности и деятельности органов государственной власти.

«Б. Т.»: Системе «ДБО BS-Client» более 10 лет, и до сих пор устойчивы ее позиции на рынке. Более половины банков списка Топ-100 используют ее для обслуживания юридических лиц. Что, на ваш взгляд, в первую очередь обусловило ее популярность?

С. Г.: С моей точки зрения - а это в первую очередь точка зрения разработчика - основным преимуществом системы «ДБО BS-Client» является ее открытость. В поставку системы входит полный комплект исходного кода прикладного уровня, что очень важно, так как позволяет специалистам банка, эксплуатирующего систему, при необходимости оперативно вносить модификации для кастомизации и удовлетворения новых требований клиентов.

Также хочу отметить возможности масштабирования системы: все ключевые компоненты сервера ДБО могут быть масштабированы, что позволяет банкам справиться с ростом числа пользователей и объема документооборота без остановки обслуживания клиентов. Однако одних технологических преимуществ для такого успеха не достаточно. Огромную роль играют также такие факторы, как качество сопровождения, регулярность выпуска обновлений, оперативность реагирования на изменения в банковском законодательстве. Огромная работа, проделанная за годы эксплуатации системы на рынке, позволила обеспечить лидирующие позиции по указанным нетехнологическим показателям. В Компании имеется профессиональное подразделение технической поддержки трех уровней, работает учебный центр подготовки администраторов и разработчиков. Производство новых версий системы «ДБО BS-Client» происходит под управлением системы менеджмента качества ISO 9001:2008. В подразделениях Компании на постоянной основе выполняются работы по совершенствованию производственного процесса для достижения лучшего результата.

«Б. Т.»: Каковы, на ваш взгляд, ключевые принципы организации дистанционного обслуживания корпоративных клиентов сегодня. Чего ждут банки от ДБО для юрлиц? Каковы ключевые тренды в этой сфере?

С. Г.: Опыт эксплуатации системы «ДБО BS-Client» на протяжении последних лет демонстрирует устойчивую тенденцию к централизации систем клиентского обслуживания. И это не удивительно - при отсутствии централизации банку очень сложно решить вопросы, связанные с обеспечением информационной безопасности, устойчивости бизнеса и оптимизации непрофильных расходов. С другой стороны, классической системе для осуществления удаленных платежей приходит на смену комплексная площадка для работы клиента с различными финансовыми инструментами, например, с государственными сервисами налоговой службы.

Большой интерес вызывают интеграционные решения с системами электронной бухгалтерии, сервисами сертифицированных операторов электронного документооборота юридических лиц и т. п. Важным фактором, влияющим на развитие систем ДБО, является увеличение количества инцидентов мошенничества при электронных расчетах. Уровень квалификации и технической оснащенности мошенников постоянно растет, что заставляет не только наращивать число механизмов защиты, но и пересматривать некоторые архитектурные решения с учетом их потенциальной уязвимости к атакам как из внешней среды, так и со стороны недобросовестных сотрудников самого банка.

Что касается технологических трендов, то на российском рынке срабатывают те же факторы, что и на развитых рынках западной Европы и США. Например, уже появились системы, построенные на облачных технологиях. На рынок выведен ряд платежных сервисов, доступных с мобильных платформ. Считаю, что в ближайшее время указанные направления будут интенсивно развиваться в России, так как преимущества, которые они дают, очевидны и востребованы рынком.

«Б. Т.»: Какие планы развития системы «ДБО BS-Client»? Что из функционала планируется реализовать в ближайший год?
С. Г.: В Компании активно ведутся работы по обновлению платформы «ДБО BS-Client». Перевод ядра на новое средство разработки последнего поколения обеспечит эффективное использование возможностей современного аппаратного обеспечения. В состав версий системы, построенных на обновленной платформе, войдут несколько новых интересных подсистем, значительно расширяющих возможности администрирования сервера ДБО. Набор новых возможностей удаленного администрирования позволит использовать систему «ДБО BS-Client» для построения облачных сервисов и реализовать интеграцию различных сервисов электронных расчетов как производства BSS, так и разработанных сторонними производителями.

Новая платформа позволит обеспечить поддержку различных браузеров, расширенные возможности кастомизации и локализации пользовательского интерфейса, поддержку национальных языков. Большое внимание также планируется уделить доработкам, обеспечивающим повышение уровня информационной безопасности, поддержке современных мобильных устройств и других популярных гаджетов. Учитывая требования наших клиентов по обеспечению непрерывности обслуживания своих клиентов, переход на новую платформу будет осуществляться привычным для банков образом - путем установки обновления.
вернуться назад

События

Новости

Корпоративные новости