Мультиязычный InterBank

30 Сентября 2013 07:55

Банковское обслуживание физических лиц через Интернет де-факто стало стандартом для тех банков, которые заботятся о своих клиентах и при этом намерены быстро и динамично расширять клиентскую базу. Где бы клиент ни находился - дома на уютном диване или в дороге - он должен иметь возможность оперативно получить информацию по текущим счетам и вкладам, уточнить дату очередного платежа по автокредиту, заплатить за электроэнергию и т. д. Именно этим постулатом руководствовался ЗАО «Банк ВТБ (Армения)», когда решил внедрить систему интернет-банкинга для физических лиц.

Вопрос о внедрении в Банке ВТБ (Армения) системы дистанционного обслуживания физических лиц обрел свою актуальность в 2011 г. Ранее банк предоставлял услуги клиентам исключительно в операционных залах. Потребность в расширении клиентской базы вынуждала его задумываться об открытии все новых дополнительных офисов, а это, стоит заметить, удовольствие недешевое. Вот и предложили подразделения по работе с розничными заказчиками увеличить число обслуживаемых клиентов другим способом -- за счет оказания услуг через Интернет.

Среди многочисленных разработчиков, поставляющих системы дистанционного банковского обслуживания, была выбрана компания R-Style Softlab и ее продукт InterBank. При этом банк учитывал, что у компании накоплен богатый практический опыт внедрения подобных систем в других кредитных учреждениях и есть команда высококвалифицированных специалистов в области информационных и банковских технологий, силами которой должен был выполняться проект. Привлекла банк и обещанная поставщиком возможность корректировать требования к системе непосредственно в процессе ее внедрения.

Следует отметить, что часть функционала системы интернет-обслуживания физических лиц разрабатывалась непосредственно под банк и внедрялась в пилотном режиме. Подобные проекты, с одной стороны, несут дополнительные риски, неизбежно сопровождающие разработку нового функционала, но, с другой стороны, оборачиваются и для заказчика, и для поставщика продукта дополнительными бонусами: банк получает функционал, разработанный с учетом всех нюансов его бизнес-процессов, а R-Style Softlab пополняет новыми возможностями свое дистрибутивное решение. Ярким примером такого взаимовыгодного сотрудничества служит созданный в рамках проекта функционал для оформления заявок на кредит, в котором были учтены особенности документооборота в банке и специфичный набор полей.

За срок с февраля 2012 г. по февраль 2013 г. были завершены все стадии проекта - от первичного обследования в банке до внедрения основного функционала и запуска функционала для оформления заявок на кредит в промышленную эксплуатацию. Из списка наиболее значимых новинок, появившихся в системе InterBank Retail благодаря данному проекту, можно выделить:

• заявки на кредит семи разных типов в зависимости от назначения кредита;
• заявка на выпуск пластиковой карты;
• заявка на открытие вклада;
• платежи за коммунальные услуги;
• платеж по кредиту;
• переводы со счетов/карт клиента на счета/карты других клиентов внутри банка;
• пополнение вклада клиента;
• выписка по кредиту;
• справочник получателей платежа (справочник корреспондентов), используемый для упрощения оформления платежей;
• экранная клавиатура для ввода логина и пароля (с поддержкой армянского, русского и английского языков);
• подтверждение операций с помощью брелоков eToken;
• добавление/удаление клиентов в системе интернет-банкинга по команде из АБС;
• онлайн-опросы клиентов;
• избранные ссылки;
• перевод иностранной валюты;
• просмотр заявок на кредит, хранящихся в АБС (оформленных как через систему интернет-банкинга, так и по другим каналам).

Также в ходе проекта была проведена большая работа по адаптации функционала InterBank под требования законодательства Республики Армения, регулирующего банковскую сферу.

К реализации проекта были привлечены и дизайнеры R-Style Softlab, которые привели интерфейс системы интернет-банкинга в соответствие с требованиями Банка ВТБ (Армения) к внешнему виду сайтов.

Надо заметить, что на всех этапах разработки, интеграции и внедрения системы банк корректировал свои запросы, выдвигая дополнительные требования и пожелания к ПО с учетом менявшихся в ходе реализации проекта бизнес-потребностей.

Генеральный директор - председатель Директората ЗАО «Банк ВТБ (Армения)» Юрий Гусев так прокомментировал внедрение функционала для оформления заявок на кредит: «Банк ВТБ (Армения) уделяет большое внимание внедрению современных банковских технологий и с начала 2013 г. предлагает своим клиентам возможность удаленного управления счетами с использованием систем дистанционного банковского обслуживания. С целью усовершенствования процесса кредитования в рамках плодотворного сотрудничества с компанией R-Style Softlab мы внедрили новый функционал для оформления заявок на кредит. Часто процесс кредитования создает дополнительные сложности для клиентов, и они избегают посещения банка для ознакомления с нюансами оформления кредита. Учитывая это обстоятельство и для экономии времени наших клиентов, мы решили усовершенствовать систему интернет-банкинга, дополнив ее возможностью оформления и утверждения кредитных заявок». При внедрении интернет-решения был достигнут высокий уровень интеграции: система дистанционного обслуживания смогла принимать вызовы из АБС - добавлять и удалять клиентов по команде из АБС, изменять статусы платежей, курсы валют и пр.

Проект был поистине интернациональным, а его реализация велась в трех государствах и в трех часовых поясах: заказчик находился в Ереване, центром управления и аналитики была Москва, разработка осуществлялась в Череповце, тестирование - в Вологде, специалисты по интеграции и внедрению обосновались в Киеве. Всего в проекте было задействовано более 30 человек, включая сотрудников Банка ВТБ (Армения) и разработчиков АБС.

Так как над проектом работала практически «виртуальная команда», участники которой были разбросаны по разным точкам планеты, для достижения успеха мы использовали четко налаженные коммуникации с применением различных каналов связи: телефона, электронной почты, систем мгновенного обмена текстовыми и голосовыми сообщениями (ICQ, Skype), ПО для организации видеоконференций (Skype, GotoMeeting), производственных решений для автоматизации разработки (хранилища проектных документов и программного кода, баг-трекеры) и прочего.

Для платформы InterBank проект стал настоящей проверкой в части обеспечения мультиязычности работающих на ней приложений. Система интернет-банкинга «заговорила» сразу на трех языках: армянском, русском и английском. Так что теперь банк сможет удаленно обслуживать не только коренных жителей своей страны, говорящих по-армянски, но и многочисленных русскоговорящих клиентов, проживающих в Армении, а также гостей из дальнего зарубежья, владеющих английским.

InterBank - это высокотехнологичный программный комплекс, предназначенный для автоматизации всех видов банковского обслуживания в режиме онлайн. Платформа выполнена в SOA-архитектуре и функционирует на базе промышленных серверов баз данных Oracle Database, что обеспечивает ее масштабируемость, высокую производительность и надежность. InterBank органично вписывается в IT-инфраструктуру любого банка и легко настраивается для взаимодействия с различными АБС, бэк-офисными и другими системами. Благодаря модульному построению, конструкторам видов документов и логики обработки (workflow), визуальному конструктору пользовательского интерфейса, мультиязычности систему смогут оценить как банки сегмента SMB, так и крупные многофилиальные кредитные учреждения с территориально распределенной структурой. На сегодняшний день система удаленного банковского обслуживания клиентов - физических лиц в Банке ВТБ (Армения) внедрена и успешно используется. В течение 2013 г. банк планирует перевести на обслуживание через Интернет порядка 5 тыс. клиентов. При этом сервис интернет-банкинга будет доступен для клиентов всех без исключения филиалов банка.


Но работа над системой на этом не закончилась. Она поставлена на сопровождение и продолжает активно развиваться: взаимовыгодное и плодотворное сотрудничество R-Style Softlab и Банка ВТБ (Армения) продолжается!

Петр Бочкарев,
руководитель проектов Центра экспертиз и практик Департамента систем электронного банковского обслуживания R-Style Softlab

Справка о банке
ЗАО «Банк ВТБ (Армения)» - универсальный коммерческий банк, дочерний банк ОАО «Банк ВТБ» в составе первой международной финансовой группы ВТБ. С 25 июля 2007 г. 100% акций ЗАО «Банк ВТБ (Армения)» принадлежит ОАО «Банк ВТБ». Являясь системообразующим банком страны (до ребрендинга он назывался ЗАО «Армсбербанк»), ЗАО «Банк ВТБ (Армения)» владеет и управляет самой крупной и разветвленной сетью банковских филиалов. По состоянию на 31 декабря 2012 г. в нее входят 67 филиалов, 23 из которых располагаются в Ереване, а остальные 44 распределены по всем областям и значимым городам Армении. Наряду с расширением финансирования экономики республики программа развития бизнеса ЗАО «Банк ВТБ (Армения)» предусматривает предоставление широкого спектра банковских услуг всем сегментам потребителей - от физических лиц, малых и средних предприятий до крупных коммерческих и государственных организаций, внедрение современных банковских технологий, повышение качества обслуживания клиентов и уровня профессиональной подготовки персонала, постоянное совершенствование продуктовой линейки. ЗАО «Банк ВТБ (Армения)» является полноправным членом международной платежной системы VISA International, обслуживающим членом локальной армянской платежной системы АRCA.
вернуться назад

События

Новости

Корпоративные новости