Кризис: время перехода на аутсорсинг

27 Февраля 2009 17:00

Как доказать руководству предприятия, что сейчас выгоднее приобретать услуги на стороне, а не оказывать их силами штатных сотрудников? Об этом в статье Максима Пустового, руководителя  практики аутсорсинга в России, компании  Accenture.

Разразившийся в прошлом году финансовый, а теперь уже и широкомасштабный экономический кризис поставил ребром ряд вопросов, которые большинство руководителей предприятий предпочитали игнорировать на протяжении последних 10 лет. Действительно, применительно к IT бурный рост индустрии в последние 10 лет существенно изменил восприятие реальности. Проекты, связанные с внедрением новых систем, модернизацией инфраструктуры, открытием новых подразделений и региональным ростом, были непременной составляющей большинства бизнес-стратегий, в то время как оптимизация затрат, внедрение практик мониторинга производительности и качества отодвигались на второй план. В большинстве компаний IT-отделы росли как на дрожжах, а число их сотрудников увеличивалось прямо пропорционально объему бизнеса, в то время как более эффективной стратегией были бы экономия на масштабе, централизация IT-сервисов и приложений с целью оптимального использования IT-персонала для осуществления функций поддержки и развития IT-инфраструктуры предприятия.

Но времена изменились, мировой кризис внес свои коррективы. Вчерашние амбициозные планы роста сменились агрессивными планами по сокращению затрат и оптимизации производственной деятельности.

Какие действия может предпринять CIO предприятия, чтобы максимально оперативно и эффективно отреагировать на быстро меняющиеся реалии? Что нужно сделать для того, чтобы снижение IT-затрат и сокращение IT-персонала не повлияли на качество IT-сервисов в организации? Как обеспечить бесперебойное функционирование IT в условиях жесточайшего контроля затрат?

Все вышеупомянутые проблемы CIO организации мог бы решить с наименьшими потерями, если бы большинство IT-функций предприятия, таких как сопровождение IT-инфраструктуры, поддержка приложений или хелп-деск, были бы переданы сторонней организации на аутсорсинг.

Но какие аргументы использовать CIO в разговоре с руководителем предприятия, чтобы убедить его в необходимости внедрения аутсорсинга именно сейчас, в разгар кризиса?

Сокращение затрат и повышение эффективности

Во-первых, основными причинами, по которым компании прибегали к аутсорсингу, всегда были сокращение затрат и повышение качества IT-сервисов. Очевидно, что в условиях кризиса эти аспекты становятся еще более актуальными, нежели в период экономического бума.

И коли уж компания решилась на такие непопулярные меры, как сокращение затрат на IT, это неизбежно привнесет риски ухудшения качества IT-сервисов. В данном случае, передав на аутсорсинг ряд IT-функций, CIO перекладывает риски снижения качества IT-сервисов на стороннюю организацию, так как качественный аутсорсинг-контракт жестко фиксирует обязательства аутсорсера, это осуществляется посредством контроля над конкретными показателями производительности (KPIs).

Что касается непосредственно сокращения затрат, то это исходные условия внедрения аутсорсинга: как правило, при оценке стоимости аутсорсинг-контракта вендор отталкивается от текущей стоимости предоставления сервисов, которые передаются на аутсорсинг. Финальная стоимость аутсорсинг-контракта варьируется в интервале от 90% до 60% от текущих IT-затрат предприятия.

Кризис — лучшее время для трансформации

Немаловажным фактором при принятии решения о передаче на аутсорсинг той или иной функции IT является психологический фактор. Большинство руководителей считают, что передав определенный объем ключевых IT-сервисов «на сторону», они потеряют возможность влиять на качество этих сервисов. Более того, очень часто менталитет российских руководителей можно назвать собственническим, т. е. руководители морально не готовы расстаться с частью функций и персонала в пользу аутсорсера.

Безусловно, такой подход зачастую непродуктивен и чреват большими потерями для всей компании, так как ряд функций аутсорсер способен выполнять лучше — ведь он профессионально специализируется в определенных областях и знает досконально все детали процесса.

Тем не менее, несмотря на определенные опасения, CIO все же способен привести ряд доводов в пользу аутсорсинга именно сейчас, в условиях кризиса. Помимо таких выгод, как снижение стоимости и повышение качества, важным аргументом в пользу аутсорсинга является то обстоятельство, что именно сейчас его внедрять проще всего.

Во-первых, во время кризиса значительно проще принимать ранее непопулярные решения. Если вчера сокращение затрат не было приоритетом, то сегодня — это вопрос выживания компании. Очевидно, убедить топ-менеджмент в необходимости аутсорсинга в текущей ситуации будет значительно проще. Во-вторых, очень часто переход на аутсорсинг предполагает перевод персонала от клиента в компанию аутсорсера. На фоне сокращения персонала, которое происходит сейчас во всех IT-подразделениях, многие сотрудники сочтут за удачу возможность перейти в компанию аутсорсера, профессионала в своей индустрии, нежели оказаться на улице. Иными словами, аутсорсинг даже поможет упростить столь болезненный процесс «оптимизации» персонала.

Все в мире циклично

Экономика подвластна фундаментальным законам: спад сменяется подъемом, и все проблемы, которые приходится решать CIO во время спада деловой активности, предстают в новом свете во время экономического роста. Действительно, если в первом случае приходилось решать задачи сокращения IT-персонала, то в новых условиях IT-руководитель столкнется с проблемами его найма. Аналогично, проблема качества IT-сервисов при сокращении персонала возникнет вновь при необходимости резкого наращивания объема этих сервисов. Когда от компании потребуется резкий прирост объемов производства или услуг, аутсорсер обеспечит должную поддержку в области IT, так как он несет за это ответственность по контракту.

Таким образом, компании, которые воспользовались моментом и внедрили аутсорсинг в период кризиса, будут подготовлены к тому, чтобы достойно встретить сложности роста.

вернуться назад

События

Новости

Корпоративные новости