Контроль за оборотом наличных средств — решение на современном уровне

30 Сентября 2013 20:00

Сегодня нам хотелось бы коснуться одного из аспектов построения технологически эффективной системы управления банком. Основой стабильно работающей системы, как это формулирует теория автоматического управления, являются отрицательные обратные связи. Именно благодаря им удается удерживать систему любой сложности в рабочем состоянии. Применительно к банковской сфере одним из важнейших компонентов, подлежащих такому регулированию, является оборот наличных денежных средств.

Контроль за оборотом наличности - многоуровневая задача. Прежде всего, банку необходимо оптимизировать такой показатель, как отвлеченные средства. С другой стороны, необходимо выполнить условие достаточности наличных средств, обеспечивающих бесперебойность бизнес-процессов, так как это, в свою очередь, оказывает влияние на лояльность клиентов. Таким образом, мы видим, что алгоритм управления системой должен обеспечивать генерацию, на первый взгляд, взаимоисключающих управляющих воздействий. Однако в постановке задачи всегда присутствуют критерии, позволяющие сбалансировать управляющие воздействия так, чтобы стабильно поддерживать работу системы в специфическом коридоре из бизнес-требований, нормативных финансовых показателей, отказоустойчивости оборудования и каналов связи, при этом обеспечивая пусть не стремительный, но стабильный рост прибыли. Роль оператора, задающего такие критерии, в банках возложена на специалистов аналитических служб. Именно этим и обуславливается потребность в наличии инструментария, позволяющего проделывать такую работу в максимально короткие сроки, создавая конкурентные преимущества в борьбе за потенциального клиента.

Отдельно следует отметить, что опыт, накопленный российскими банками за последние 20 лет, свидетельствует о том, что создание сложных многоуровневых систем управления лежит в сфере интеграции решений различных производителей, наиболее профессионально решающих свой пул задач.

Учитывая все вышесказанное, компания «Дельта-Системы» продолжает развитие линейки программных продуктов, решающих задачи управления и мониторинга периферийных устройств зон самообслуживания (банкоматы и информационно-транзакционные терминалы) и операционно-кассовых блоков (рециркуляционные электронные кассиры).

Занимаясь вопросами разработки технологических решений на базе электронных кассиров с 2005 г., наша компания успешно внедряет на банковском рынке СНГ программный комплекс Delta BranchCash. Это мультивендорное решение зарекомендовало себя как основа для построения всевозможных бизнес-моделей, обеспечивающих работу в операционно-кассовых подразделениях банков. Решение базируется на трех основных принципах:
• Программное решение должно управлять устройствами различного функционала и различных производителей (чтобы не ограничивать выбор банка при принятии решения о закупке оборудования).
• Все устройства подключаются и управляются единым сервером, а не конкретным компьютером кассира (или операциониста-кассира).
• Наличие эффективного интерфейса для интеграции с фронтальной системой банка, поддерживающей работу операционно-кассового подразделения.


Рис. 1. Архитектура решения Delta BranchCash

Сегодня практическое воплощение вышеперечисленных принципов позволяет решению Delta BranchCash поддерживать работу географически распределенных сетей электронных кассиров многих коммерческих банков, успешно решая задачу повышения клиентской лояльности за счет двукратного сокращения времени обслуживания. Это стало возможным благодаря так называемой системе одного окна. Суть его заключается в том, что все операции, связанные с формированием первичных документов, и операции с внесением/получением наличных проводятся операционистом-кассиром, в отличие от традиционной «старой» схемы, при которой клиент был вынужден обращаться поочередно к операционисту и кассиру. Система одного окна идеально легла в концепцию развития мобильных банковских точек продаж, так как отпала необходимость в использовании бронефронта. Таким образом, применяя наше технологическое решение, банки получают реальную возможность в случае необходимости в течение нескольких суток изменить географию расположения точки продаж.

Возвращаясь к началу нашего повествования, мы с уверенностью можем сказать, что программное решение Delta BranchCash закрывает один из аспектов автоматизации оборота наличности.

Логическим продолжением процесса автоматизации оборота наличности стала разработка программного решения Detwig по управлению и мониторингу сетей самообслуживания, базирующихся на использовании банкоматов и информационно-транзакционных терминалов. В основу этого по-своему уникального клиент-серверного решения были положены следующие принципы:

• Мультивендорность по отношению к производителям периферийного оборудования. Сейчас решение поддерживает работу всех представленных на российском банковском рынке производителей банкоматов.
• Независимость от хостовых решений, осуществляющих поддержку регламентов платежных систем.
• Мультивендорность по отношению к программному обеспечению верхнего уровня, установленного на банкоматах и терминалах.


Рис.2. Архитектура решения Detwig

Промышленное применение решения Detwig подтвердило правильность выбранной концепции, обеспечив устойчивый канал получения информации о техническом и финансовом состоянии сетей, использующих оборудование различных вендоров. В части технического мониторинга решением предоставляется информация о любом из ОЕМ компонентов устройства. В части финансового мониторинга на любой момент времени предоставляется актуальная информация в разрезе валют, номиналов, кассет. Наличие системы видеонаблюдения, реализованного как одна из опций системы мониторинга, позволяет значительно сократить трудозатраты, связанные с претензионной работой.

Вся собранная в базе данных информация обрабатывается аналитическим модулем решения Detwig, позволяя реализовать высокоэффективную схему управления сетью периферийных устройств банка. Это становится возможным благодаря широким функциональным возможностям блока аналитики, формирующим на основе пользовательских фильтров графики и таблицы любой срочности. На основании этой информации принимаются управляющие решения по оптимизации процедур инкассации и технического обслуживания сети.

Итак, в настоящее время мы предлагаем программные решения, позволяющие полноценно контролировать и управлять потоками наличности в зонах самообслуживания и операционно-кассовых блоках.

Следующая стадия наших разработок связана с совмещением функциональных возможностей обоих решений с расширением списка объектов мониторинга. Речь идет об устройствах, используемых в зоне касс пересчета (счетчики и сортировщики). На сегодняшний день такие работы ведутся по заказу двух крупных сетевых банков.

Безусловно, формат одной статьи не дает возможности проиллюстрировать все многочисленные возможности, реализованные в наших программных решениях. Поэтому приглашаем всех заинтересованных специалистов обращаться к нам для получения подробной информации о программных продуктах нашей компании.


вернуться назад

События

Новости

Корпоративные новости