Кирилл Свириденко: «МультиКарта» - платформа новых технологий»

03 Апреля 22:01

Генеральный директор ООО «МультиКарта» Кирилл Свириденко в интервью «Банковским технологиям» рассказал о результатах работы компании в прошлом году, отметил наиболее интересные и важные проекты, а также поделился своим мнением относительно трансформации банковского рынка и внедрения новых технологий.

«Банковские технологии»: Кирилл Николаевич, как вы оцениваете итоги работы компании в 2018 году с точки зрения бизнес-показателей?

Кирилл Свириденко: Наша компания очень успешно завершила 2018 год. Существенный рост наблюдался во всех ключевых показателях нашей деятельности. Так, чистая прибыль увеличилась на 28% по сравнению с 2017 годом и составила 359 млн рублей. Количество банковских карт, обслуживаемых МультиКартой, выросло на 43% до 42,6 млн штук.

Вырос и масштаб бизнеса компании. Например, количество обработанных транзакций по картам по сравнению с 2017 годом увеличилось на 77% до 2,8 млрд клиентских операций. Если в январе прошлого года мы обработали примерно 180 миллионов транзакций, то в декабре - уже 300 миллионов.

«Б. Т.»: Благодаря чему удалось достичь столь значимых результатов?

К. С.: Я бы выделил несколько факторов. Во-первых, это увеличение масштабов бизнеса c двумя нашими основными клиентами - ВТБ и Почта Банком. Во-вторых, развитие миграционных проектов, связанных с переводом обслуживания карточной программы ряда банков, не входящих в Группу ВТБ, на процессинг МультиКарты. Наконец, бурный рост Р2Р-платежей, развитие электронной коммерции, а также набора сервисов интернет-эквайринга.

«Б. Т.»: Какие проекты (завершенные и незавершенные) вы считаете наиболее интересными и почему?

К. С.: За последнее время у нас было реализовано несколько крупных интересных проектов, часть которых, конечно же, связана с Почта Банком.

Для справки отмечу, что Почта Банк в прошлом году стал владельцем 100% компании «МультиКарта». Это было сделано в том числе потому, что стремительно развивающемуся банку нужен был свой процессинг для обеспечения большого количества инновационных технологических решений и проектов, которые банк реализует совместно с нашей компанией.

Например, не так давно мы реализовали технологию, объединившую терминальный парк Почта Банка в систему с централизованным управлением. Количество POS-терминалов банка, установленных в отделениях почтовой связи, уже достигло 50 тысяч устройств. Внедренное решение автоматизирует процессы сопровождения всего жизненного цикла каждого терминала с момента его поступления на склад и до его списания, включая контрольные функции и операционную отчетность, тем самым повышая эффективность бизнес-процессов кредитной организации.

Также МультиКарта стала технологическим провайдером сервиса Samsung Pay для карт национальной платежной системы «Мир», эмитированных Почта Банком. Процессинг МультиКарты дал клиентам Почта Банка возможность добавлять карты «Мир» в кошелек Samsung Pay и совершать покупки в магазинах, поддерживающих бесконтактную оплату по технологии NFC (Near Field Communication). Благодаря внедренному решению мы ожидаем значительного роста количества новых подключений к сервису.

Следует подчеркнуть, что обеспечивать оплату товаров и услуг с помощью смартфонов мы начали еще в 2016 году, одними из первых реализовав эту возможность для клиентов наших банков-партнеров совместно с сервисом Samsung Pay.

Знаковым для нас проектом стало внедрение для банка ВТБ Р2Р-переводов в Samsung Pay. Операции списания или зачисления денежных средств по картам MasterСard и Visa осуществляются банком ВТБ и нашей компанией. Сервис денежных переводов Samsung Pay - это по-настоящему инновационное решение, которое компания «МультиКарта» совместно с ВТБ и компанией Samsung Electronics реализовала одной из первых. Его запуск свидетельствует о том, что отечественные компании уверенно занимают лидирующие позиции в сфере платежных технологий. Для того чтобы реализовать данный сервис, все участники проекта должны были внедрить передовые разработки, которые одновременно отвечали бы всем необходимым стандартам безопасности и конфиденциальности. Только благодаря синергетическому эффекту, который возник в результате взаимодействия всех участников проекта, сервис удалось сделать высокотехнологичным, удобным и абсолютно безопасным для пользователей.

Среди значимых проектов я отметил бы еще разработку мобильного приложения «Переводы ВТБ», подключение Почта Банка к платежному сервису Apple Pay, обеспечение приема карт «Мир» в Казахстане и Республике Беларусь.

«Б. Т.»: Какие направления деятельности компании вы можете назвать ключевыми в текущем году? На чем, в первую очередь, будет сконцентрировано ваше внимание?

К. С.: Мы продолжаем развивать систему управления терминальной сетью, которая стремительно растет. Так, за 2018 год количество обслуживаемых POS-терминалов увеличилось в три раза - с 68 тыс. до 205 тыс. устройств, а число обслуживаемых банкоматов выросло на 13% до 21 тыс. аппаратов. Хочу подчеркнуть, что «терминальная сеть» - это уже скорее историческое название данной системы, не отражающее всю глубину происходящих в ней процессов. В настоящее время это целый класс продуктов, которые фактически являются системами автоматизации бизнес-процессов взаимодействия банков и МультиКарты. Так, в системе управления терминальной сетью реализовано полное ведение жизненного цикла банкоматов в банке ВТБ - с момента закупки банкомата до момента его утилизации. Все взаимодействие между банком и процессинговой компанией, например, в части инкассации, изменения конфигурации, банкомата происходит через эту систему. Она позволила выйти на качественно новый уровень в контроле возникновения ошибок в процессе управления жизненным циклом банкоматов. Благодаря работе с новой системой банки смогли оптимизировать многие процессы как внутри организации, так и с процессинговой компанией, сократить затраты на непрофильный бизнес.

«Б. Т.»: В чем заключается развитие терминальной сети?

К. С.: Систему такого класса мы начали внедрять еще четыре года назад. С тех пор ее функционал серьезно изменился. Все это время система активно развивалась, охватывая все новые и новые бизнес-процессы и тем самым все больше оптимизируя деятельность банков.

Аналогичные системы мы сейчас разрабатываем для Почта Банка (в том числе в части POS-терминальной сети), о чем я говорил выше. Система управления терминальной сетью предусматривает создание базы данных устройств, автоматизацию процессов их технического обслуживания, учета и регистрации терминалов в процессинговом центре. Она также позволяет оперативно устанавливать и настраивать необходимое программное обеспечение в дистанционном режиме и существенно экономит IT-ресурсы банка.

В этом деле крайне необходим системный подход. Ведь если не вести учет, не организовать эффективное построение бизнес-процессов, то будут возникать какие-то недоработки и «хвосты». Чтобы этого не допустить, как раз и необходима система управления как терминальной (банкоматной), так и POS-терминальной сетью.

«Б. Т.»: Банковский сектор за последнее время серьезно трансформировался: многие игроки исчезли с рынка, а «правила игры» для оставшихся претерпели серьезные изменения. Каким образом это отразилось на услугах процессинга?

К. С.: В последнее время становится все более очевидным, что банки стали экономить на карточных программах. Например, уже несколько наших клиентов приняли решение о понижении собственного статуса в международных платежных системах с принципального на различного рода спонсируемые. Это позволяет экономить на депозитах и гарантиях, размещаемых в расчетных банках платежных систем.

Два банка в настоящее время рассматривают вопрос об отказе от собственного процессинга и передаче его на аутсорс в целях экономии финансовых и прочих ресурсов. Конечно, мы надеемся, что это будет наш процессинговый центр. У этих кредитных организаций есть тендерные процедуры, в которых мы будем участвовать, и я надеюсь, что победим.

«Б. Т.»: Какие из новых технологий вы считаете наиболее перспективными и эффективными с точки зрения их практического применения?

К. С.: Сейчас мы наблюдаем стремительную токенизацию карточных продуктов, активное внедрение платежных инструментов в мобильные устройства. Я думаю, что через несколько лет мы придем к тому, что у нас снизится выпуск физических карт и вырастет количество карт, которые выпускаются только в токенизированном виде. И хотя сейчас ни один банк пока не выпускает токенизированную карту, которая не является дополнением к реально выпущенной физической банковской карте, создание подобных продуктов станет одной из главных целей для платежной индустрии.

Второе, что можно выделить - это развитие биометрии, построение Единой биометрической системы, которая сейчас активно продвигается Центральным банком Российской Федерации. Банки будут еще активнее вовлекаться в этот процесс. Я уверен, что развитие и использование биометрических технологий в перспективе окажет существенное влияние на изменение нашего рынка в части привлечения клиентов. Чтобы открыть счет или депозит, сделать перевод, клиенту не нужно вообще появляться в банке. Человек может открыть счет в любом банке, если прошел процедуру биометрической идентификации в одной из организаций, подключенных к этой системе. Это, конечно, очень удобно, особенно для удаленных регионов страны.

И, наконец, еще одной технологией, которая способна изменить в ближайшие годы банковскую отрасль, станет система быстрых платежей и переводов. Она совсем недавно начала свою работу. Но, я думаю, что к концу года она уже станет заметной на рынке банковских переводов и распространит свое воздействие на другие сферы, в том числе на торговые сети, магазины. Система быстрых платежей и переводов вообще способна довольно радикально изменить эквайринговый рынок в стране. Хотя опять-таки следует отметить, что в этой области еще очень много вопросов, без решения которых мы не сможем двигаться дальше.

«Б. Т.»: Каковы ваши планы на ближайшую перспективу?

К. С.: Среди важных проектов - реализация P2P-переводов по номеру телефона, участие в запуске торгового эквайринга и в выпуске и обслуживании карт для нерезидентов Почта Банка.

Мы следим за актуальными событиями в различных направлениях информационных технологий - в области электронных платежных инструментов, мобильной коммерции, блокчейна и средств нотификации клиентов. Планируем наращивать компетенции в этих областях.

Компания будет продолжать вести все системные процессы со своими главными клиентами - с банками группы ВТБ и Почта Банком, а также усиливать работу по привлечению новой клиентской базы.

Те тенденции, которые мы видим на рынке в настоящее время, и уже достигнутые нами результаты придают нам уверенности в будущем.

Журнал «Банковские технологии», №2, 2019.

вернуться назад

События

Новости

Корпоративные новости