InsurTech - основной драйвер развития страховой отрасли

07 Сентября 22:29

Страховые компании, оценив преимущества инноваций, продолжают поэтапно внедрять в бизнес-процессы современные финтех-решения. Это позволяет им совершенствовать страховые услуги и повышать их эффективность.

Автор: Татьяна Жаркова, управляющий директор Ассоциации ФинТех

InsurTech - направление финтеха, соединяющее в себе классическое страхование и современные технологии. Мировой InsurTech стремительно развивается, хотя темпы его роста во многом связаны с так называемым эффектом низкой базы (от меньших показателей легче расти высокими темпами).

По данным международного консалтингового агентства KPMG, в 2018 году объем частных инвестиций в InsurTech составил 5,7 млрд долларов - и хотя это значительное снижение по сравнению с 2017 годом (10,3 млрд) и 2016 (12,3 млрд) гг., эксперты отмечают, что компании в этой сфере стали привлекать все более крупные суммы в ходе раундов финансирования по всему миру. Так, за прошедший год было заключено 13 InsurTech-сделок на сумму свыше 100 млн долларов каждая, в том числе на 375 млн долларов (с компанией Oscar Health Insurance в США) и 200 млн долларов (с индийской PolicyBazaar).

Страной-лидером по внедрению инноваций в страховую отрасль являются США - и здесь же больше всего InsurTech-стартапов (43%). Второе место по количеству таких стартапов занимает Великобритания (12%), и в прошлом году инвестиции в них превысили 1 млрд долларов. В тройку лидеров в последние годы вошел Китай: по статистике, 10 из 100 мировых InsurTech-стартапов - китайские (включая 2 гонконгских), и именно первый в КНР онлайн-страховщик Zhong An вышел на первое место в глобальном рейтинге Insurance Post.

Предпосылки развития InsurTech в России

Основные драйверы развития InsurTech в РФ - высокий уровень конкуренции на страховом рынке и всеобщая цифровизация.

С одной стороны, страховщики стремятся соответствовать растущим потребностям клиентов, а с другой, повсеместный переход продаж в онлайн, рост числа мобильных устройств, развитие телематики позволяют предлагать клиентам новый уровень сервиса и персонализации страхового продукта.

Клиенты все чаще предпочитают приобретать программы страхования дистанционно, через Интернет, и страховщики следуют за спросом, переводя в онлайн стандартные продукты: страхование транспорта, недвижимости и т. п.

Технологические решения для маркетинга меняют стиль общения с клиентом. Взаимодействие происходит уже не в офисе, а через мобильное приложение: в любое время суток можно написать в чат поддержки и тут же получить ответ, а при необходимости позвонить, отправить голосовое или видеосообщение, прикрепить фотографию. Иначе говоря, можно дистанционно и оперативно решить внезапно возникшие вопросы.

Важнейшим стимулом для развития InsurTech является растущий спрос на онлайн-урегулирование убытков. Согласно опубликованному в 2018 году отчету KPMG по российскому страховому рынку, почти 80% страховщиков считают использование новых технологий ключевым драйвером роста рынка страхования в России. Более 70% собираются осуществлять андеррайтинг и скоринг при помощи анализа больших данных - это позволит разработать уникальные пакеты услуг с учетом индивидуальных запросов потребителей. Почти 80% страховых компаний в России планируют использовать современные технологические решения для маркетинга и регулирования убытков, а 36% начнут собирать информацию о застрахованных объектах и лицах, используя телематику, фитнес-браслеты и т. д.

Не меньший интерес страховщики проявляют к технологиям, которые помогут сократить число мошеннических махинаций (антифрод). По данным компании PricewaterhouseCoopers (PwC), до 60% компаний в России терпят убытки от мошеннических действий, что почти вдвое выше общемирового аналогичного показателя. До 30% всех страховых выплат в зависимости от вида страхования приходится на мошенников. Точечный и качественный скоринг способен значительно снизить риски фрода, а возможности графовой аналитики позволяют оперативно выявлять сложные схемы злоумышленников.

Барьеры развития российского InsurTech

Цифровизации страхования в России, как и во всем мире, препятствуют определенные барьеры. Согласно опросу KPMG, более 80% страховщиков считают, что развитие InsurTech сдерживают законодательные ограничения и высокий уровень мошенничества.

Среди других факторов, тормозящих внедрение инноваций в страховой отрасли, - недостаток готовых IT-решений и нехватка квалифицированных кадров.

Во многих российских страховых компаниях нет специалистов, которые могли бы экспериментировать с новыми финтех-решениями. Зачастую страховщики воспринимают InsurTech как некую «пристройку» к существующим бизнес-процессам, а не как возможность кардинально изменить бизнес-модели за счет новых технологий. InsurTech-стартаперы сходятся во мнении, что развитие инноваций в страховании сдерживается невысоким уровнем доверия представителей отрасли к передовым ноу-хау.

Будущее InsurTech в нашей стране напрямую связано с решением перечисленных проблем. Внедрение цифровых технологий для страховщиков - определенный риск, на который надо решиться.

В России ведущей площадкой для внедрения передовых технологий в финансовый сектор является Ассоциация ФинТех (АФТ). Здесь происходит конструктивный диалог регулятора (Банка России) с бизнесом. В рамках Ассоциации создаются концепции прорывных цифровых продуктов и подходы к их внедрению.

В апреле 2019 года в АФТ открылось новое отраслевое направление - InsurTech. Теперь инновационные разработки будут вестись в том числе с учетом интересов страховой индустрии.

В нынешнем году основной акцент будет сделан на применении механизма удаленной идентификации, инструментов безналичной оплаты с помощью Системы быстрых платежей, а также на использовании данных цифрового профиля клиента.

В дальнейшем страховые компании планируют внедрять в своей работе решения, реализованные на блокчейн-платформе Мастерчейн, и участвовать в построении среды открытых API.

Интеграция современных технологий в систему страхования позволит повысить скорость и качество обслуживания клиентов, а также снизить финансовые издержки. Но главным драйвером развития InsurTech, безусловно, останется спрос потребителей на современные цифровые страховые продукты.

Журнал «Банковские технологии», № 8, 2019.

вернуться назад

События

Новости

Корпоративные новости