«Банк-Клиент» и самообслуживание. Эпизод 2

28 Апреля 2014 20:00

В «докризисную часть» 2008 г. высоким спросом пользовались хранилища данных, аналитические системы, системы управления рисками, автоматизация отчетности по МСФО, CRM-модули, интеграционные решения. Соответственно эти опции были обязательными составляющими практически всех IT-стратегий. В сам кризис, ровно как и десятью годами ранее, наиболее востребованными оказались технологии, снижающие издержки банка по предоставлению услуг клиентам, а именно технологии дистанционного и самообслуживания./p>

Технологические изменения на базе новых внедряемых технологий дистанционного и самообслуживания полностью соответствуют обсуждаемой и принятой банковским сообществом стратегии повышения доступности финансовых услуг. Обнаружились резервы, которые могут сделать услуги практически любого банка более доступными и более масштабными:

• расширение использования платежных карт;

• электронные платежные системы и системы на основе Интернета (число пользователей систем интернет-банк постоянно растет (более 40% в год); при этом рост количества пользователей интернет-банк приводит к увеличению средних остатков на счетах клиентов);

• услуга «Мобильный банк», которая становится стандартной услугой для держателей кредитных карт крупных московских и региональных банков ( поначалу была реализована в основном в формате SMS-banking);

• расширение присутствия банков в торговых сетях и привязка торговых сетей к банку, самый яркий пример – Связной Банк;

• предложение клиентам персонифицированных финансовых сервисов (за счет использования актуальной информации о клиентах);

• встраивание банковских финансовых сервисов в бизнес-процессы крупных корпоративных клиентов;

• привлечение розничных клиентов, использующих новомодные электронные «игрушки», которые позволяют иметь постоянную связь через сотовых операторов и с банками, и с поставщиками услуг. Интернет-банкинг и розничное кредитование в магазинах уже не являются вершиной банковских технологий.

Мобильный банкинг позволяет создавать «виртуальные отделения» неограниченной пропускной способности с клиентским доступом к банковским и платежным услугам напрямую с мобильного телефона с обеспечением высокого уровня безопасности при обслуживании платежей. Помимо технологий и возможностей дистанционного банковского обслуживания появляются и «резервные» каналы продвижения финансовых услуг в лице розничных «агентов кредитных организаций», таких как почтовая инфраструктура, кредитные кооперативы и микрофинансовые организации. Их привлечение, казалось бы, дало возможность продавать финансовые сервисы широкому кругу клиентов. Но здесь была заложена юридическая «мина»: законодательное отношение к «агентам» всегда было далеко неоднозначным.

По факту появление небанковских «микрофинансовых организаций», «электронных денег», «платежных терминалов» и «платежей через мобильных операторов» позволило быстро снять сверхприбыли в обход банковского бизнеса – ведь банки обязаны нормативами, регламентами и ограничениями, а новые субъекты платежной инфраструктуры таких ограничений не имеют, поскольку не сразу попадают под регулирование и надзор.

Однако технологический прогресс не стоит на месте – на очереди уже электронный шопинг, инвестиционный банкинг в режиме реального времени и прочие технологически емкие финансовые услуги. Даже традиционно самые консервативные –крупные корпоративные клиенты – начинают требовать от своих банков новых технологий банковского обслуживания. Это и мониторинг финансов в режиме онлайн ( в привязке к собственной территориальной структуре клиента), и казначейства корпораций, и новые инвестиционные возможности, и SWIFTnet (новая SWIFT-платформа обмена XML-сообщениями по протоколу сети TCP/IP) и прочая, прочая, прочая…

Даже по скромным оценкам реализация корпоративного казначейства финансово-промышленного холдинга на основе банковских технологий «привяжет» клиента к обслуживающему банку не менее чем на 8-10 лет. А для привлечения розничных клиентов можно, например, порекомендовать применение бесконтактной технологии безналичной оплаты по банковским картам (Pay Pass). Она уже распространена во многих странах мира, но ее популярность в России пока невысока.

Только обязательно нужно помнить о том, что каналы удаленного обслуживания и самообслуживания как для корпоративных, так и для розничных клиентов должны взаимодействовать либо с ядром АБС (что дорого и рискованно), либо с промежуточной системой (мощный интеграционный слой). Интеграционная платформа в этом случае агрегирует все персональные и финансовые данные клиента их всех внутренних (бэк-офисных) систем банка, реплицирует и маршрутизирует их по назначению.

вернуться назад

События

Новости

Корпоративные новости