Андрей Спиваков: «По всем условиям наша карта рассрочки - это абсолютно легальный способ «ограбить» Совкомбанк»

17 Апреля 19:46

В последние несколько лет на рынке кредитования появились карты рассрочки. Россияне какое-то время привыкали к новому продукту. При этом те, кто уже пользовался такой картой, имел возможность убедиться в том, что в отличие от классических кредиток или потребительского кредита за пользование заемными средствами проценты не начисляются, конечно, если заемщик не допустит просрочки платежа.

Проект «Халва» Совкомбанка стал одним из хитов банковского рынка в 2017 году. О достигнутых за два года результатах данного проекта и о своем видении общих тенденций на рынке платежных карт главный управляющий директор ПАО «Совкомбанк» Андрей Спиваков рассказал в интервью «Банковским технологиям».

«Банковские технологии»: Самый известный карточный продукт Совкомбанка - это, безусловно, карта рассрочки «Халва», которая выпускается с 2017 года. О каких результатах банка можно говорить в связи с запуском и функционированием «Халвы» за это время с точки зрения бизнеса?

Андрей Спиваков: Верно, весной 2017 года банк представил карту рассрочки «Халва». За два года своего существования количество выданных карт и оборот по ним стремительно выросли, а сеть магазинов - партнеров программы постоянно расширяется. Сейчас количество торговых точек партнеров превышает уже 150 тыс. по всей России. В прошлом году Совкомбанк дважды поздравлял миллионных клиентов, преодолев миллионный барьер выдач всего за 9 месяцев.

«Халва» Совкомбанка несколько раз была отмечена экспертами финансового рынка как универсальная для многих клиентов, она совмещает в себе все преимущества как дебетовых, так и кредитных карт. В декабре 2018 года «Халва» была признана банковской картой года по версии портала «Банки.ру».

Мы не раз подчеркивали, что по всем условиям наша карта рассрочки - это абсолютно легальный способ «ограбить» Совкомбанк, так как «Халва» является настоящей картой рассрочки, и клиент в принципе никогда не платит проценты. Это карта для ритейла, которая стимулирует покупки у партнеров банка и приводит новых покупателей в магазин.

«Б. Т.»: Каковы масштабы использования карты «Халва» в настоящее время? Сколько карт выпущено, сколько активно?

А. С.: Уже около 2,5 млн клиентов оценили преимущества нашей карты рассрочки. В среднем по одной активной карте совершается 12 операций в месяц, а каждую минуту по «Халве» происходит 45 покупок по всей стране.

«Б. Т.»: Совкомбанк продолжает формирование партнерской сети. О каких последних соглашениях в этой связи вы могли бы рассказать? Насколько сложно (или не очень) складываются отношения с партнерами?

А. С.: Ежедневно мы продолжаем огромную работу над нашей партнерской сетью. Сейчас уже более 150 тысяч магазинов на территории РФ принимают наши карты «Халва».

Когда мы только начинали, первыми компаниями-партнерами стали уже хорошо знакомые с аналогичным белорусским продуктом, которые понимали все преимущества карты рассрочки. Выделю четыре основных: рост среднего чека, увеличение частоты покупок, привлечение новых клиентов и возможность целевого маркетинга.

Работа с партнерами - это повседневный и многоемкий труд, в основе которого - прозрачный механизм расчетов с партнерами. Магазин платит только за реального клиента и только пропорционально объему совершенных покупок. С каждым магазином у нас своя договоренность.

«Б. Т.»: Насколько карта «Халва» сложный продукт с технологической точки зрения?

А. С.: Мы создали собственную экосистему «Халвы» на сайте halvacard.ru и в мобильном приложении «Совкомбанк-Халва». Любой пользователь нашей карты может всегда получить информацию, где и какая рассрочка у него в шаговой доступности, а также актуальные предложения партнеров.

«Б. Т.»: В связи с появлением карты «Халва» пользуются ли другие карточные (кредитные) продукты банка спросом?

А. С.: В Совкомбанке мы определили свою стратегию и сделали ставку на «Халву». Мы стали значительно меньше внимания уделять развитию классических кредитных и дебетовых карт. Их функционал мы успешно сегодня совмещаем в одной «Халве».

«Б. Т.»: Какие общие тенденции на рынке платежных карт вы могли бы выделить в настоящее время?

А. С.: В части использования карт рассрочки, по нашим данным, потребление становится более рациональным. Мы отслеживаем кредитное поведение пользователей карты и видим, что их ежемесячные выплаты становятся меньше, чем по кредитным картам. Мы очень надеемся, что со временем благодаря картам рассрочки россияне смогут значительно уменьшить обязательные платежи и улучшить свою кредитную историю.

По мнению экспертов Frank RG, популярность карт рассрочки привела к снижению процентных ставок по кредитным картам до 30 тысяч рублей. С октября 2017 года по ноябрь 2018 года ставка по ним снизилась на 12,6 п.п. - с 29,31% до 16,72%. Для сравнения, ставки по аналогичным картам с лимитом 100-300 тысяч рублей снизились за тот же период всего на 3 п.п. с 26,71% до 23,79%.

«Б. Т.»: Как развивается конкуренция на банковском рынке платежных карт, на ваш взгляд? Ведь сейчас многие банки предлагают свои карточные продукты и у клиентов есть выбор?

А. С.: Многие банки представили свои похожие продукты, некоторые даже пытались привлечь внимание клиентов, называя свои кредитные карты «картами рассрочки». На самом же деле классическая карта рассрочки не сильно маржинальный банковский продукт. Гораздо выгоднее выдавать кредитные карты: средняя выручка с пользователя у кредитных карт в 2-3 раза выше, чем у карт рассрочки. Однако мы четко решили двигаться в этом направлении.

Мы позиционировали нашу карту «Халва» с самого начала как абсолютно прозрачный продукт, все платежи четко разбиваются на равные части по числу месяцев рассрочки (период рассрочки в среднем составляет 4–6 месяцев). Если же клиент хочет подробнее узнать все детали своего долга, он может воспользоваться мобильным приложением и получить всю необходимую ему информацию либо связаться с колл-центром.

Журнал «Банковские технологии», № 3, 2019.

вернуться назад

События

Новости

Корпоративные новости