А ходить ли бизнесу в Африку гулять?..

02 Августа 2015 20:00

Попробуйте задать себе вопрос: вы за революцию или эволюцию? Подавляющее число респондентов в общем случае отдадут приоритет эволюционному пути – так нам подсказывают здравый смысл и мировой исторический опыт развития и становления социальных и экономических отношений. В то же время научно-технический прогресс учит нас обратному. Именно инновационные открытия, новые продукты и технологии, ставшие революционными для своего времени, радикально меняют наш образ жизни, привычки, отношение к миру и, в конечном счете, заставляют совершить качественный скачок. Достаточно заглянуть в прошлое и посмотреть, как изменился мир в глобальном масштабе с появлением, например, компьютера, или же как с появлением iPhone изменился рынок в конкретном технологическом сегменте. Это же применимо и к сфере платежной индустрии и банковских услуг.

На сегодняшний день рынок платежной индустрии развитых стран наводнен различными инновационными сервисами. Постоянно появляются новые продукты и технологии, предлагающие клиенту еще большее удобство, еще большую мобильность, еще большую выгоду… Между тем, производители или, точнее, «распространители» таких ноу-хау вынуждены одновременно и все больше и больше конкурировать друг с другом, и удовлетворять потребности уже давно пресыщенного конечного пользователя, у которого и так широкий выбор и сформировавшиеся привычки. При этом жизненный цикл новых продуктов и сервисов все стремительнее сокращается, очередные ноу-хау сменяют друг друга все быстрее, и, если не изобретено что-то действительно революционное, сложившееся положение вещей все сильнее замедляет процесс экономической окупаемости таких инноваций, а ведь собственники бизнеса обычно ждут отдачи «здесь и сейчас». В поисках возможности развития бизнеса в режиме big bang и получения максимальной отдачи от новых проектов во все более и более сокращающемся жизненном цикле продукта бизнесмены покидают привычные «насиженные» места и знакомую экономическую экосистему и обращают внимание на развивающиеся рынки, и, в первую очередь, – на Черный континент.

Конечно, традиции ведения деловых отношений тут во многом только формируются, но открывающиеся перспективы и наличие абсолютно свободных рынков, особенно для «нишевых» проектов, заставляют международный бизнес активно развивать уже, возможно, обкатанные технологии именно здесь. Африка, в особенности, ее новые развивающиеся экономические и финансовые центры, такие как Кения, Нигерия, Замбия и т. д., с огромным и, нужно сказать, еще не избалованным технологическими инновациями населением активно впитывает все технологические новинки. Причем характерно это для всех экономических категорий граждан, большинство из которых, конечно, имеют все еще достаточно низкую покупательскую способность. Тем не менее, за счет своей массовости, а также достаточно частой поддержки инновационных проектов, особенно в финансовом секторе, со стороны государств региона, такие стартапы приносят компаниям действительно качественное расширение бизнеса. Кроме того, отличительной чертой здесь является «проскакивание» промежуточных этапов развития платежных сервисов и внедрение с нуля сразу самых инновационных технологий. Ведущие страны континента, получив за последние годы достаточно существенные прибыли от эксплуатации, прежде всего, добывающей отрасли, активно вкладывают деньги в освоение и тиражирование самых современных технологий и финансовых услуг. Примером может служить активно развивающийся проект в Нигерии, направленный на объединение различных государственных, социальных и финансовых приложений на базе единой карты, курируемый National Identity Management Commission в Нигерии. Другим примером может служить Кения, где на уровне правительства ведется планомерная работа по «обезналичиванию» платежей, а банками, при поддержке государства и частичном софинансировании платежными системами, по сути, с нуля внедряются проекты на базе бесконтактных и мобильных технологий. Отдельного внимания здесь заслуживает стартап под названием M-Pesa, реализованный местным оператором мобильной связи Safaricom, который в партнерстве с Vodafone запустил систему денежных переводов между «мобильными» счетами на базе предустановленного на SIM-карту приложения и за несколько лет развил этот проект в полноценную платежную систему с предоставлением различных финансовых услуг в масштабах всей страны. Показательно, что проект «шагнул в массы» именно с учетом специфики местного рынка и доходов населения, базируясь на сегменте бюджетных мобильных телефонов как на основном коммуникационном инструменте. В настоящее время сервис получил существенное развитие, особенно в части предоставления полноценных банковских услуг, оттянув на себя серьезную долю рынка и позволяя пользователям не только оплачивать различные счета, совершать переводы и даже снимать наличные через розничные агентские сети, но также получать микрокредиты и открывать депозитные счета, пополняя их переводом с мобильного счета. Последнее было реализовано в партнерстве Safaricom с одним из крупнейших банков страны – Kenya Commercial Bank. Все это может служить примером успешной взаимной кооперации и стремительного проникновения новых сервисов и технологий, ставших уже достаточно привычными на развитых рынках, но абсолютно новых и революционных для рынка Африканского континента. Буквально за несколько лет проект M-Pesa вышел далеко за пределы Кении и сейчас этот сервис доступен как в соседних Уганде и Руанде, так и в более отдаленных частях Африки. Принимая во внимание стремительное развитие рынка мобильных технологий, даже такой успешный и уже зарекомендовавший себя стартап оставляет широкое поле как для собственного дальнейшего развития, так и для различных альтернативных проектов. Одним из направлений может послужить развитие подобных проектов в сегменте приложений для смартфонов, не привязанных к SIM-карте, что позволяет не только использовать богатую технологическую платформу для более удобного и качественного предоставления уже привычных услуг, но и предоставляет более широкие возможности интеграции мобильных и финансовых услуг на базе единой платформы для продвижения новых сервисов. На сегодняшний день смартфоны уже давно вытеснили мобильные телефоны предыдущих поколений в наиболее развитых странах, чего нельзя сказать о пока еще развивающемся и, в существенной степени, экономически расслоенном преимущественно в сторону бедной части населения Африканском континенте. Тем не менее, доля людей с относительно высоким уровнем доходов постоянно растет, как стремительно растет и сам рынок, а принимая во внимание существенные демографические показатели континента, мы имеем огромную нишу, свободную для новых проектов и инноваций.

Сегодня в Африке многие компании находят для себя благодатную почву как для различных инновационных стартапов в сфере ИТ и финансовых услуг, так и для продвижения уже растиражированных и эксплуатируемых на развитых рынках сервисов. А, как уже сказано выше, огромное население и стремительно набирающая обороты экономика, в особенности отдельных государств региона, дают возможность для действительно взрывообразного роста бизнеса. Конечно, такое положение дел будет продолжаться не бесконечно – рано или поздно рынок региона насытится предложениями финансовых и технологических новшеств. В этой ситуации те компании и стартапы, которые успеют к разделу «африканского пирога» сейчас, получат действительно существенный задел как в части скорости развития бизнеса, так и будущих конкурентных позиций в регионе.

вернуться назад

События

Новости

Корпоративные новости