BANKSUMMIT 2018: на пике цифровой трансформации

Раздел временно недоступен. Ведутся технические работы.

Компания Finarty (управление этим сайтом)
приносит извинения пользователям за доставленные неудобства.

Электронный адрес компании Finarty: info@finarty.ru

09 Июля 18:05

3 дня, невероятно насыщенные идеями, дискуссиями, деловыми встречами. Масштабный brainstorm, который, несомненно, окажет влияние на развитие отрасли финансовых технологий. XV Банковский Саммит по инновациям и развитию состоялся 17-20 мая в Сочи под эгидой компании ЦФТ и собрал почти 300 делегатов от ведущих банков, финансовых и IT-компаний.

Контекст, в котором происходит развитие рынка финансовых услуг и взаимодействие его участников, определенно несет свою отраслевую и страновую специфику. Вот некоторые темы, к которым вновь и вновь обращались участники Саммита:

  • Высокая степень монополизации банковского сектора, а также риски технологической монополизации.
  • Усиление роли мегарегулятора, фактически ставшего прямым участником рынка. Его участие в создании и контроль объектов инфраструктуры вместо регулирования этой сферы.
  • Возможность консолидации и цивилизованного лоббирования сектора частных банков, и приемлемые формы такого сотрудничества.
  • Изменение конкурентной парадигмы: вместо попытки монополизации рыночных сегментов - эффективная продуктовая и сервисная конкуренция на базе маркетинговых компетенций и современных технологических решений.

Сегодня у банков есть три пути развития, поделился своим видением Константин Харин, IBM. Первый - стать «фабрикой продуктов», сосредоточившись только на управлении деньгами. Второй - становиться дистрибьютором как своих услуг, так и финансовых услуг сторонних организаций. Третий вариант: преобразоваться в платформу, которая предлагает не только банковские услуги - именно его выбирают лидеры рынка. Этот путь наиболее интересен с точки зрения прибыльности, но требует кардинального переосмысления бизнес-модели и серьезных инвестиций.

Какую бы стратегию ни выбрала для себя компания, задачи диджитализации, цифровой трансформации становятся критически важными для бизнеса. Ужесточение банковского регулирования в мире и России с одной стороны, подрывное влияние новых технологий на конкуренцию со стороны старых и новых игроков на рынке с другой стороны, негативно сказываются на маржинальности банковского бизнеса, рассуждает Ирина Велиева из рейтингового агентства S&P Global Ratings. «Это означает, что банки должны будут как-то компенсировать снижение чистых процентных доходов за счет наращивания комиссионных. …В этом контексте цифровая трансформация становится суперважной, потому что, правильно позиционировав продукт и ответив на потребности клиента, можно очень быстро нарастить комиссионный доход и быть успешным с точки зрения генерирования прибыли».

Максим Азрильян, Альфа-Банк, обозначил несколько организационных подходов к цифровой трансформации банка. Это может быть создание сателлита - инновационной компании, не отягощенной банковской бюрократией. Другой вариант: создание обособленного подразделения внутри банка - «пузырька», который живет по своим жизненным циклам, со своим продуктовым рядом; и призван демонстрировать значимость и целостность digital-подхода. Такая модель зарекомендовала себя в Альфа-Лаб. Третий вариант, совсем «хардкорный» - взять и начать менять всё сразу: бизнес-процессы, технологии, бизнес-логику, ментальность… Теоретически такое возможно, но в реальности пока никому не удалось и вряд ли получится, считает спикер.

Цифровая трансформация должна касаться всей цепочки осуществления операций в банке, развивает мысль Максим Азрильян. «Сейчас очень модно говорить о том, что нужно меняться, нужно быть цифровым. Но иногда выясняется, что это на самом деле не существенные изменения, а лишь попытка сменить образ. Некоторым банкам кажется, что достаточно поменять просто верхний слой, фронт - сделать новые каналы, написать чат-боты, доработать мобильные приложения - и это уже делает их цифровыми. На самом деле это не так, и основная проблема в том, что при таком подходе абсолютно не меняется бизнес-модель, не меняется структура бэк-офиса и внутренние процессы, не меняется то, что «под капотом».

Концепция платформенности - как реакции на технологические и рыночные вызовы, не раз звучала в выступлениях. О предпосылках убедительно говорил Александр Погудин (ЦФТ): «экономика, которая построена на цифровых ценностях, тяготеет к централизации, она тяготеет к созданию платформ. И вот эти цифровые технологии просто потому, что они работают на масштабе и весь эффект от их внедрения только на масштабе, они тяготеют к тому, чтобы становиться платформами, а значит, становиться монополистами». О мотивах, побудивших ЦФТ перейти от моносервисной стратегии к платформенной, рассказывала Майя Глотова, процессинговый центр КартСтандарт: «Любая инновация, которая появляется на рынке, становится инфраструктурной сама по себе». Прежде всего, речь идет о пресловутом «time-to-market», все сокращающемся сроке разработок и внедрения продуктов. Платформа - это возможность также быстро и с тем же качеством, что и лидеров рынка, получать подключение ко всем инновационным решениям для того, чтобы включать их свои стратегии и зарабатывать на их применении.

О других концепциях, технологических трендах, определяющих развитие отрасли, говорили представители ведущих мировых вендоров. Так, Григорий Пташкин (Oracle) отметил, что основной упор компания делает на технологии, требующие при внедрении трансформации всего бизнеса. Oracle выделяет три таких технологии: интернет вещей, искусственный интеллект и блокчейн. Важно, что каждую из этих технологий можно использовать по отдельности, а ключевая «сила их использования - в комбинировании».

О мобилизации, все более глубоком проникновении мобильных технологий как в потребительский, так и корпоративный сектор, говорили сразу несколько докладчиков. «Бизнес-решения становятся кроссплатформенными... Сегодня корпоративная мобильность - это не просто использование в вашем рабочем процессе планшетов, телефонов, это также применение всех политик безопасности, использование сценариев доступа к корпоративной почте с мобильных устройств», - говорит Светлана Варламова, Samsung.

Евгений Погарский (ЦФТ) также отметил значение мобильных интерфейсов как важного фактора роста и удовлетворенности клиентской базы. Однако наибольший прогресс и эффект, по его словам, ожидается от применения спектра когнитивных технологий в конкретных продуктах и сервисах. Компания ЦФТ уже накопила опыт решения практических задач с применением Аrtificial Intelligence, Machine Learning. Разработаны первые продукты, в частности, в очень сложном и ответственном, при этом плохо поддающемся автоматизации сегменте: соблюдении норм ПОД/ФТ. Помимо трендов, которые уже стали общепризнанными (big data, голосовые помощники), спикер отметил и другие направления развития технологий. Первое связано с обеспечением безопасности всех процессов: от защиты финансовых транзакций и антифрода до процессов безопасной разработки. Второе - это HRtech, современные технологии для работы с персоналом. В условиях, когда приходится принимать на работу по 2 человека в день, необходимость в IT-решениях для этой сферы выходит на первый план.

Вообще, значение человеческого фактора в успехе цифровой трансформации ничуть не меньше, чем в любой другой деятельности - в этом спикеры были единодушны. Как сформулировал Сергей Утинский (Hewlett Packard Enterprise), одна из основных проблем в цифровой трансформации - нахождение «правильных» сотрудников, обладающих нужной компетенцией: «Практически все компании, с которыми я общаюсь, имеют огромные проблемы по найму сотрудников, которые бы обладали знаниями всех новых технологий, которые падают на нас дождем».

Андрей Висящев (ЦФТ) отметил, что одной из важнейших задач, в том числе для IТ-компаний, является умение перестроить корпоративные и производственные процессы для того, чтобы эффективно работать с молодыми разработчиками, особенно специалистами в узких нишах. Его коллега Евгений Погарский дополнил, что от единых подходов к организации производственных процессов компания перешла к принципу формирования мотивированных команд, которые собираются вокруг «гуру» в своей области и имеют достаточно большую свободу выбора в используемых методах организации разработки. «Внутри множественно технологий, сотни, тысячи технологий в этих разных командах используется, но есть общие точки. Общие точки - это процессы, это безопасность, это вещь, связанная с культурой, это культура обращения с кодом, это культура сервисная, в соответствии со стандартом».

Журнал «Банковские технологии», №6, 2018.

вернуться назад

События

Новости

Корпоративные новости